Posted 3 июля 2013, 16:02
Published 3 июля 2013, 16:02
Modified 31 марта, 18:23
Updated 31 марта, 18:23
Московский авиаузел — один из немногих в мире, где до сих пор ощущается «эхо войны», несмотря на довольно современную инфраструктуру. По объему пассажирских перевозок он вошел в десятку крупнейших в мире и претендует на то, чтобы отобрать у арабских авиахабов транзитные потоки между Европой и Азией.
Однако ключевые аэропорты города разнесены на десятки километров, поэтому сделать удобные стыковки маршрутов и добиться сокращения времени на пересадку не так уж просто. На общественном транспорте от Домодедово до Шереметьево добираться придется примерно 3 часа, сгибаясь под грузом чемоданов — то еще удовольствие. На автомобиле велик риск попасть в пробку, и тогда время путешествия из одного аэропорта в другой растянется на еще больший срок.
Нынешнее расположение аэропортов, наверное, было идеальным во время угроз и рисков «холодной войны», но в условиях жесткой экономии средств во времена рыночной экономики оно приводит к неоправданно высоким затратам, что в конце концов выливается в высокую стоимость транзитных маршрутов. В какой-то степени решение этой проблемы удалось сдвинуть с мертвой точки благодаря вхождению российских компаний в международные авиальянсы, но московскому авиахабу это пока не очень помогло. К тому же, по прогнозам, в 2021 году узел упрется в потолок пропускной способности аэродромов.
Идея модернизации московского авиационного узла обсуждается минимум 5 лет. Год назад Путин поддержал предложение своего советника Игоря Левитина, удачно пересидевшего на посту министра транспорта серию громких транспортных катастроф, создать инфраструктурную госкомпанию, которая консолидирует федеральное имущество для привлечения инвестиций в развитие узла. Однако недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что все три крупнейших аэропорта будут в частной собственности. Также в правительстве звучали предложения передать аэродромы в концессию на длительный срок, а концессионерам выдавать льготные кредиты (инфляция +1%) из пенсионных накоплений на 20-30 лет.
Но, видимо, чаша весов склонилась в пользу мнения Левитина. Как заявил сегодня после совещания министр транспорта Максим Соколов, российские власти намерены консолидировать федеральное имущество в аэропортах московского авиаузла в виде земельных участков и взлетно-посадочных полос с тем, чтобы передать их в управление Росимуществу, а затем — в концессию. В дальнейшем для управления этим имуществом будет создана единая госкомпания.
Судя по материалам к совещанию, стоимость развития московского хаба составит около $10 млрд. Большую часть — 124 млрд руб. - предполагается направить на развитие аэродромной инфраструктуры, 116 млрд — железнодорожной и 81 — автодорожной.
Нынешняя загруженность московских аэропортов и рост пассажиропотока, который можно ожидать с учетом развития рынка авиаперевозок в России, требует существенного увеличения пропускной способности, и полумеры здесь не помогут, уверена аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова. «Фокус на малые аэропорты или строительство четвертого крупного аэропорта без развития имеющихся представляются мало приемлемыми вариантами. При этом без перераспределения перевозок в другие точки тоже не обойтись, принимая во внимание дорожную ситуацию», - сообщила она «Росбалту».
Однако проблема осложнилась еще и тем, что в московском авиаузле один из ключевых аэропортов — Домодедово — частный. После многочисленных попыток правительства выяснить, кто же является его реальным владельцем, в мае 2011 года им был назван председатель совета директоров Дмитрий Каменщик - как 100-процентный бенефициар зарегистрированной на острове Мэн DME Limited. Однако в начале прошлого года активы были переведены в кипрский офшор Verulia. Как отразилась на бизнесе компании недавняя встряска на Кипре, неизвестно, но новых сведений относительно владельцев бизнеса пока не поступало. «Решить проблемы загруженности Московского авиаузла, игнорируя крупнейший по пассажиропотоку аэропорт как столицы, так и России в целом, представляется не только нелогичным, но и маловероятным. Я бы не стала сгущать краски по поводу слов Путина. В конце концов, от реализации проекта выиграют все, и можно ждать не давления, а поиска компромиссов», - сообщила Завьялова.
Есть зарубежные инвесторы и в структуре собственности аэропорта Внуково. Четвертью его акций владеет «Внуково-инвест», которая, в свою очередь, находится в собственности зарегистирированной на Кипре компании Morimoto Ltd. По неофициальным данным, владельцем этой компании является Виталий Ванцев с партнерами, отмечает Бизнес-ТАСС.
Президента такая ситуация не устраивает. «Необходимо, чтобы все участники проектов находились в российской юрисдикции и с известными бенефициарами. Это важно для того, чтобы четко понимать: кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры», - заявил Путин. Правда, он не сообщил, какие санкции будут применяться к тем участникам проекта, которые не выполнят это требование.
Владислав Кузьмичев