Posted 28 мая 2013, 15:16
Published 28 мая 2013, 15:16
Modified 31 марта, 18:57
Updated 31 марта, 18:57
Президент Владимир Путин поручил детально проработать проекты строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва-Казань и Москва-Адлер. Стоимость первого маршрута глава РЖД Владимир Якунин оценил в 928 млрд рублей, 70% из которых должно выделить государство, а 30% - частный бизнес. Кроме того, РЖД рассчитывают на налоговые льготы, поскольку финансовая модель ВСМ может быть существенно улучшена за счет оптимизации налога на имущество и обнуление НДС.
Впрочем, назвать первыми высокоскоростными эти линии можно лишь с большой натяжкой. Как отметил эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин, в нашей стране уже существует скоростное и высокоскоростное сообщение, однако выделенные железнодорожные линии отсутствуют, что значительно сокращает скорость движения «Сапсанов». В результате средняя скорость поездов между двумя столицами составляет лишь 170 км в час, хотя она может быть и выше 200.
«Организация движения по ВСМ на Урал (на Казань и Екатеринбург) и на Юг (в Адлер, куда может быть проложена вторая аналогичная ВСМ) имеют хорошую перспективу, поскольку, во-первых, эти направления обеспечивают достаточно высокие показатели по перевозке пассажиров по населенности вагонов дальнего следования, особенно в летний период, во-вторых, на этих направлениях сосредоточены крупные промышленные и рекреационные центры страны с городами-миллионерами», - сообщил он.
Предполагается, что после после строительства новой магистрали поезд будет способен развивать скорость до 400 км в час и доставлять пассажиров в Казань за 3,5 часа вместо нынешних 11,5. Скорость доставки пассажиров в Сочи сократится с примерно 25 часов до 8. Это явная заявка на конкуренцию с авиакомпаниями - тем более, что сам Якунин определил стоимость будущего билета в 1-10 рублей за километр.
При этом, правда, эксперты полагают, что стоимость проезда до Казани в итоге в 800 рублей никак не уложится, и самый дорогой билет обойдется примерно в 8 тыс. рублей в один конец - при нынешней стоимости авиабилета начиная от 3,5 тыс. рублей. При этом, как заявил «Росбалту» руководитель аналитического центра Агентства «АвиаПорт», при вилке стоимости билетов в 10 раз железнодорожники смогут претендовать на большую часть категорий пассажиров. И авиакомпании будут конкурировать не по ценовому фактору, а по фактору времени, качества сервиса, удобству расписания и т. д.
Безусловным плюсом железной дороги является тот факт, что поезда, как правило, приходят на вокзалы, расположенные в центре городов, тогда как самолеты садятся за десятки километров, и требуется дополнительное время и расходы, чтобы добраться до нужного места в городе. Однако сохранится ли это преимущество в случае с высокоскоростным сообщением в Казань, пока неизвестно - ведь фактически речь идет о прокладке новой ветки, а не реконструкции уже имеющейся.
Да и стоимость проекта пока подвергается экспертами сомнению. «Почти триллион рублей за 800 километров железной дороги — это перебор», - заявил «Росбалту» аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян. Он напомнил, что в Китае на дорогу в 2,5 тыс. километров было потрачено $5 млрд. «Я считаю, что проект можно было бы реализовать и при 300 млрд рублей финансирования со стороны государства. В этом вопросе государство должно более разумно подходить к финансированию», - подчеркнул он.
Зарубежная практика показывает, что билеты на скоростные поезда зачастую стоят дороже авиасообщения. «Опыт направления Москва — Санкт-Петербург, наверное, можно считать успешным, но объем трафика и его структура по другим направлениям отличаются, что может отразиться не в лучшую сторону на экономике проекта», - напомнил Николай Леман, партнер FCG.
К тому же, при запуске «Сапсанов» было несколько неприятных инцидентов, связанных с обеспечением вопросов безопасности. И если раньше железнодорожные пути легко могли пройти, что называется, в чистом поле, то теперь при их строительстве обязательным будет полная изоляция железнодорожного полотна от возможного проникновения людей, животных или техники. Остановить несущийся поезд и сейчас очень сложно - а поезд, несущийся на скорости 400 км в час, сам должен быть защищен от столкновений.
Владислав Кузьмичев