Posted 9 мая 2013, 20:15

Published 9 мая 2013, 20:15

Modified 31 марта, 19:17

Updated 31 марта, 19:17

Дороги, которые нас унижают

9 мая 2013, 20:15
Андрей Сивриди
Ильф и Петров предлагали бороться с бездорожьем автопробегом. В нынешние времена по проблеме явно надо ударить чем-то потяжелее. И для начала - выбить дурь из чиновничьих голов.

Россия верна традициям — причем зачастую не самым лучшим. Как бы не развивалась страна, какие бы экономические усилия не прилагали власти, дороги - прежде всего их отвратительное качество - остаются вечной проблемой. Это признал недавно и президент Владимир Путин. Вот только одними окриками и констатацией фактов асфальт не уложишь. Россия уже многие годы ищет свой путь, но никак не может проложить к нему нормальную дорогу.

В конце апреля в ходе «прямой линии» с гражданами глава государства заявил, что деньги на дорожное строительство есть, однако недостает мощностей, чтобы их освоить. Между тем, в настоящее время более 60% федеральных автодорог и большинство дорог регионального и местного значения не соответствуют нормативным требованиям. И об этом в прошлом месяце рапортовал не заезжий эксперт, а генеральный прокурор Юрий Чайка.

Нельзя утверждать, что власти не занимаются инфраструктурой: прокладываются новые трассы (местами весьма приличные), строятся транспортные развязки, возводятся мосты и другие сооружения. Вот только не в тех объемах, которые требуются для развития экономики. Состоянию дорожного полотна вроде как тоже уделяется внимание, но и здесь с оговорками: ремонт ведется с каким-то надрывом, когда большое начальство вдруг прищучит или ситуация совсем припрет. В итоге качество работ, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Многие трассы давно превратились в тернии с ухабами, выбоинами, просадками и заплатами. В прошлом веке писатели Илья Ильф и Евгений Петров предлагали бороться с бездорожьем автопробегом. В нынешние времена по проблеме явно надо ударить чем-то потяжелее. И для начала - выбить дурь из чиновничьих голов, чтобы радикально поменять их отношение к дорожной инфраструктуре: она должна восприниматься как один из основополагающих элементов жизнедеятельности государства. А ежели не осознают - тогда сажать (хотя бы за парту, чтобы учились уму-разуму).

Сколько можно терпеть такое безразличие и позориться на весь мир? Страна с колоссальными возможностями сама создает себе гигантские проблемы. Кто только не жалуется и не ругает наши «убитые» дороги: обычные автомобилисты (платя при этом транспортный налог и акциз на бензин), предприниматели, туристы, службы спасения. Необходимость постоянного ремонта трасс вынуждает грузоперевозчиков простаивать в пробках либо искать обходные пути, в результате чего затягиваются сроки реализации проектов, становятся дороже контракты, а бизнес терпит убытки.

Лет 200 назад Наполеон Бонапарт язвил, что в России нет дорог, есть лишь направления. С тех пор немало изменилось в этом плане, но далеко не все. Объемы работ увеличиваются, но дорог все равно катастрофически не хватает для оптимального функционирования экономики. Финансирование инфраструктуры нарастает, но это не те суммы, которые реально нужны для развития дорожной сети. Да и потом, увы, далеко не все деньги расходуются целевым образом - коррупция «старается» вовсю, причем с годами эта тварь становится все прожорливее. Добавьте к этому регулярные хищения и неэффективность использования средств.

«Дорожная» притча во языцех передается из уст в уста и вызывает насмешки уже многие десятилетия. Чтобы, несмотря на все ямы и преграды, Россия наконец получила качественные и современные дороги, региональными или федеральными программами не обойтись. Необходима комплексная инфраструктуризация страны. Возразите, что денег не хватит? Но, во-первых, есть дорожные фонды, нефтяные сверхдоходы (на использовании которых настаивает Минэкономразвития), а в перспективе – инфраструктурные облигации. Во-вторых, воровать меньше надо (с этим, конечно, гораздо сложнее). В-третьих, это задача не одной пятилетки. К тому же в ее решение надо активнее вовлекать частный капитал - отечественный и зарубежный. Главным инвестором пока остается государство, но оно должно обеспечивать благоприятные условия, чтобы бизнес охотнее вкладывался в реконструкцию и строительство транспортных артерий.

Ведь инвестиции в дороги, особенно в российских реалиях, могут стать мощным фактором экономического роста. В этом смысле хрестоматийным примером являются США, где в 1930-50-х была реализована масштабная программа строительства автотрасс и знаменитых хайвэев. Она дала импульс созданию новых рабочих мест, развитию сети придорожных гостиниц, кафе и магазинов, позволила загрузить смежные отрасли. К тому же американцы начали активно путешествовать на собственных автомобилях, «возвращая» таким образом вложенные в дорожные проекты средства.

России тоже нужен инфраструктурный рывок, если она хочет совершить качественный скачок в экономическом развитии и получать выгоды от транзитного потенциала. При этом необходим жесточайший, в том числе общественный, контроль за расходованием средств на модернизацию и строительство объектов, чтобы минимизировать уровень коррупции на всех этапах работ – от выбора подрядчиков до сдачи объектов. Следует также повсеместно внедрять передовые технологии с применением новых материалов (и акцентом на бетон), задействовать «новые руки» (которые растут из правильного места). Не менее важен постоянный надзор за качеством, чтобы «тяп-ляп» результаты остались в прошлом и не «всплывали» после таяния снега или завершения саммитов.

Скажете, что все это глас вопиющего в пустыне, поскольку строить мы не умеем, а если беремся, то либо раздолбаем, либо разворуем (а чаще все сразу)? Но если все время пенять на дороговизну строительства дорог, геолого-климатические особенности местности, разгильдяйство и коррупцию, которыми «славится» наша страна, то дело точно не сдвинется с мертвой точки.

Ни платные дороги, ни ямочный ремонт проблему, естественно, не решают. Кто-то может предложить вообще пересадить всех на вертолеты. Но не факт, что в этом случае все обойдется дешевле и удастся избежать злоупотреблений - будут не откаты, а «отлеты». У нас, конечно, любят пофантазировать, но в XXI веке дороги все еще нужны. Да, любые потуги могут не сработать. Но ведь на то и Россия, чтобы теория сильно расходилась с практикой. Однако шанс для исправления ситуации есть, и все (как, впрочем, всегда у нас) зависит от политической воли.

Ну а пока Кремль да дело, российские дороги продолжают зиять постыдной раной на теле страны, причем нередко кровоточащей - по нашим автотрассам ездить не только неприятно, но и небезопасно для жизни. Вот и получается: что имеем - разрушаем, построивши - латаем, а пользуясь - плачем.

В 1820-х годах Пушкин предрекал в «Евгении Онегине», что лет через 500 дороги в России «изменятся безмерно». Будем надеяться, что со сроками он погорячился. Однако в ближайшие десятилетия страна вряд ли избавится от дорожного проклятья, ставшего уже частью имиджа. Ведь как любит повторять мой одесский дядюшка: «Ой, я вас умоляю, российские дороги - это такая трагикомедия, что Голливуд отдыхает». Так что не тормозите, господа!

Андрей Сивриди

Подпишитесь