Posted 20 февраля 2013, 05:59
Published 20 февраля 2013, 05:59
Modified 31 марта, 20:47
Updated 31 марта, 20:47
МОСКВА, 20 февраля. Из России только в прошлом году на зарубежные счета было незаконно переведено $49 млрд или 2,5% ВВП.
Более половины сомнительных операций может контролироваться одной группой, заявил в интервью газете «Ведомости» председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев.
«Это может быть оплата поставок наркотиков, серого импорта, взятки и откаты чиновникам, менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях. Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов», - перечислил глава ЦБ.
По его словам, из этой суммы $14 млрд приходится на торговые операции, остальное — на операции с капиталом, которые в платежном балансе называются «сомнительными» и включаются в отток капитала. Чистый отток капитала в 2012 году составил $56,8 млрд, «сомнительные операции» - $35,1 млрд. Таким образом, до 60% утекших из России денег вывезено незаконно.
Как подсчитал Игнатьев, в результате подобных операций бюджетная система недополучила порядка 450 млрд рублей, а с учетом внутренних незаконных операций (через фирмы-однодневки) — более 600 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с объемом всех федеральных расходов на образование или здравоохранение - 604 млрд и 614 млрд рублей в 2012 году.
Больше половины объема сомнительных операций проводится фирмами, прямо или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями, показал анализ ЦБ РФ. «Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц», - резюмировал Игнатьев, но что это может быть за группа, не уточнил.
Тем не менее глава ЦБ уверен, что при серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов, этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти.
Комментируя «Ведомостям» заявления Игнатьева, высокопоставленный чиновник правительства отметил: «По поводу одной группы слышу впервые. А по самой теме работаем вместе с ЦБ упорно. Результат - внесенный законопроект против отмывания». Вчера Госдума приняла его в первом чтении, пообещав, впрочем, внести существенные правки ко второму чтению.