Posted 8 февраля 2013, 15:14

Published 8 февраля 2013, 15:14

Modified 31 марта, 21:01

Updated 31 марта, 21:01

ЦБ останавливает рост ВВП

8 февраля 2013, 15:14
Потребительский рай в России, несмотря на все усилия, создать вряд ли удастся. Ставки по потребкредитам растут, что может затормозить и без того слабые темпы экономического развития.

Борьба с инфляцией, «героически» ведущаяся либералами во власти, потихоньку доводит ситуацию до абсурда. В то время, как США, Европа и Китай стремятся поддерживать потребительский спрос, Россия его постепенно душит, а Центральный банк продолжает упорствовать, сохраняя высокую процентную ставку. Результатом такой политики уже стало плавное повышение ставок по потребительским кредитам осенью прошлого года, которое, например, привело к сокращению роста спроса на новые автомобили практически до нуля в декабре.

В начале этой недели стало понятно, что ставки будут расти и дальше. Об этом уже объявил Сбербанк, а другие кредитные организации явно готовятся последовать его примеру.

С февраля ставки по потребкредитам составляют от 17 до 25,5%, говорится на сайте Сбербанка. «Повышение ставок Сбербанком связано с общей тенденцией на рынке кредитования. Другие участники рынка зачастую ориентируются на ставки крупных игроков, потому мы ожидаем повышения средней ставки по кредитам физическим лицам», - сообщила «Росбалту» заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банк» Ирина Рысь.

Эксперты рынка объясняют происходящее очередным ужесточением денежно-кредитной политики со стороны ЦБ, который собирается ужесточить требования по нормами резервов для необеспеченных розничных кредитов. «В самом Сбербанке в качестве основной причины называют отмену ноябрьской акции, которая предусматривала возможность выдачи кредитов под 16-18%, однако совершенно очевидно, что Сбербанк просто закладывает дополнительные риски в дополнительную доходность по кредитам, как это делают все остальные банки», - сказал «Росбалту» аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян.

Ввиду того, что ставки по потребительским кредитам находятся и на без того чересчур высоком уровне, это приведет к значительному замедлению или даже вовсе остановке роста кредитных портфелей российских банков и может охладить потребительскую активность в экономике России. Соответственно, это негативно повлияет и на деловую, и производственную активность.

Российский Центральный банк пытается лавировать между двух огней, полагает ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Леонид Матвеев. В последнее время все чаще возникают разговоры об ужесточении требований со стороны центральных банков в мире. Это связано с хроническими дисбалансами экономики, которые сейчас остро ощущаются на примере долгового кризиса в Европе. «Согласно этим процессам, действия ЦБ, который планирует с марта вдвое повысить минимальные резервы по необеспеченному кредитованию, вполне оправданы. ЦБ пытается не допустить увеличения рисков, прежде всего, идущих с Запада», - отметил аналитик.

Европейский Центробанк откладывает принятие ужесточающих мер, так как не хочет мешать восстановлению экономики. Однако российский ЦБ, похоже, между снижением рисков банковской системы и интересами экономики выбирает по принципу «своя рубашка ближе к телу» и намерен принять решение, которое затормозит темпы потребительского кредитования. А значит, россияне станут меньше покупать автомобили, квартиры и бытовую технику. Правда, параллельно ожидается некоторая компенсация — рост ставок по депозитам. В ряде случаев они уже превысили официальный уровень инфляции - правда, не намного.

По предварительным оценкам, темпы роста потребительского кредитования в первый месяц 2013 года рухнули в 2 раза по сравнению с показателем предыдущего года, что, как отмечает старший аналитик ИК «РИКОМ-Траст» Владислав Жуковский, автоматически ставит крест и на и без того крайне скромных темпах роста экономики.

Хотя непосредственных оценок по динамике выданных кредитов населению пока нет, о затухании кредитно-депозитных операций российских банков свидетельствует практически двукратное падение темпов роста денежной массы, которое лишь усиливает денежный голод в экономике, обостряет нехватку доступных кредитных ресурсов и стимулирует разрастание инвестиционного кризиса в наукоемкой промышленности. Именно скачкообразный рост масштабов кредитования населения (на 14,3% - в 2010 г., на 35,9% - в 2011 г., и практически на 41% - по итогам 2012 г.) выступал в качестве основного механизма денежной трансмиссии и расширения кредитно-депозитных операций и позволял денежному агрегату М2 расти высокими темпами.

«Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что двукратное падение темпов роста денежной массы отражает приблизительно пропорциональное сжатие темпов роста потребительского кредитования», - считает Жуковский.

Владислав Кузьмичев

Подпишитесь