Posted 17 января 2013, 15:42
Published 17 января 2013, 15:42
Modified 31 марта 2024, 21:30
Updated 31 марта 2024, 21:30
Гайдаровский форум продолжает плодить сенсации. Глава Сбербанка Герман Греф усомнился в том, что российские чиновники знакомы с основами мировой торговли.
Главной темой второго дня Гайдаровского форума, проходящего в Москве в здании Академии народного хозяйства, стали вызовы глобальной конкуренции. Выбор темы понятен — протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 года. Больших достижений на мировом уровне в прошлом году не случилось. Правда, ни резкого снижения цен на потребительские товары (что обещали сторонники интеграции), ни волны банкротств и разорений (чего опасались их оппоненты) тоже пока не наблюдается.
Превратить дискуссию в очередное нудное обсуждение плюсов и минусов членства в ВТО не дал экс-министр экономического развития России, а ныне глава Сбербанка Герман Греф. В свое время именно он провел переговоры со многими основными торговыми державами и немало сделал для существенного продвижения России в этом процессе. Посетовав, что любой простой вопрос о нормах и правилах ВТО может завести власти в тупик, он обратился к присутствовавшим на заседании министрам — Денису Мантурову (промышленность) и Михаилу Абызову (открытое правительство) - с вопросом о том, сколько часов они потратили на изучение правил ВТО.
Предупреждая возможный конфуз, он напомнил, что правила ВТО — это 47 тысяч страниц документов, а базовое соглашение — это 600 страниц. «Я не хочу загонять в тупик министров, знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО», - заявил Греф, честно предупредив, что если кто-то из присутствующих министров скажет обратное, он задаст вопрос о том, что регулируется правилами ВТО. «Не рискуйте отвечать», - предостерег Греф. Что характерно, оба министра вняли этому предостережению и ничего не ответили.
Греф сегодня явно был в ударе и продолжил «вставлять шпильки» правительству. «Раньше мы играли в дворовой команде, а сейчас нам предложили олимпийские игры, и хотим мы или не хотим, нам придется конкурировать на международном пространстве, мир уже играет по этим правилам. Мы получили правила, по которым мы можем играть в эпоху глобализации», - отметил он. «Можно представить, что выпускаем хоккейную сборную, не объяснив ей правила игры в хоккей, говорим, побеждает тот, кто больше всех шайб забросит в ворота противника. Что происходит в этом случае? Первое, что мне хочется, эту шайбу спрятать куда подальше и доползти до ворот противника, чтобы ее туда засунуть. Вот что мы сейчас делаем в ВТО», - сообщил он.
Впрочем, это не первый забавный случай второго дня заседания Гайдаровского форума. Чуть раньше министру промышленности Денису Мантурову пришлось вносить ясность во вчерашнюю полемику, развернувшуюся после заявления его начальника — премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщившего, что правительство намерено перейти от поддержки отраслей экономики к помощи конкретным предприятиям, встроенным в глобальные производственные цепочки. "Начиная с 2000-х в России формировались стратегии развития конкретных предприятий, под это сформировались меры по поддержки отраслей, и сегодня мы можем говорить смело, что меры, заложенные в те годы, дают плоды и возможность концентрироваться не только на конкретных отраслях, но и на межотраслевых сегментах", — заявил Мантуров. В качестве примеров межотраслевых проектов он назвал развитие использования композитных материалов и редкоземельных металлов.
Касаясь темы недавнего присоединения РФ к ВТО, министр заверил, что Россия достаточно хорошо подготовилась. "Может быть, не все меры мы учли, но постарались создать условия для того, чтобы наши предприятия чувствовали себя комфортно в части конкуренции", — указал Мантуров, добавив, что российские власти будут улучшать условия по кредитованию предприятий путем предоставления субсидий, чтобы обеспечить комфортные процентные ставки.
Правда, эти слова министр произнес до выпада Германа Грефа. Поэтому к чему именно подготовилась Россия, понять пока трудно.
Присутствовавший на дискуссии генеральный директор ВТО Паскаль Лами, кажется, был не на шутку удивлен тем, что в России, которая 18 лет вступала в ВТО и уже несколько месяцев как в ней состоит, все еще продолжаются споры относительно того, надо ли вступать в эту организацию или нет. Он напомнил, что Россия является членом ВТО - следовательно, вопрос выполнения ею обязательств перед организацией уже не актуален, и она должна следовать общим правилам. И похоже, что первым пунктом претензий к России может стать утилизационный сбор, из-за которого ожидавшегося снижения цен на автомобили так и не произошло.
«Хочу подчеркнуть, что Россия не загнана в угол. У вас есть человеческий капитал и финансовые ресурсы. Но Россия богаче природными и человеческим капиталами, чем финансовым. У вас есть старая добрая модель экономики, основанная на природных ресурсах. Вызов в том, где именно находится основное конкурентное преимущество, на котором надо зарабатывать очки», - заявил он.
Сам Лами отказался говорить о последствиях вступления России в ВТО, подчеркнув, что это преждевременно. Однако, по данным российских аналитиков, первые негативные сообщения уже появились. «Судя по появившейся информации в СМИ, "АвтоВАЗ" уже заявил, что прекращает закупать листовой прокат у российских металлургов и будет импортировать сталь из Китая и Индии, где благодаря дешевой рабочей силе, доступным кредитам и государственной поддержке отрасли отпускные цены даже с учетом транспортировки в Россию оказываются существенно ниже российских. Крупнейшие отечественные производители сельхозтехники отчитались о беспрецедентном спаде заказов на фоне наплыва импорта и сворачивания инвестиционных программ и капитальных вложений в основные фонды со стороны российских аграриев. По предварительной оценке "Росагромаша", объем заказов сжался в 2-3 раза, а уже к 2018 году доля отечественной продукции на российском рынке сельхозтехники может сократиться с и без того не высоких сегодняшних 50% до 10-15%», - заявил «Росбалту» старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский.
Владислав Кузьмичев