Posted 20 августа 2012, 14:24

Published 20 августа 2012, 14:24

Modified 31 марта, 23:51

Updated 31 марта, 23:51

Экспорт «Тольяттиазота» под угрозой

20 августа 2012, 14:24
«ТоАЗу» грозит очередной логистический кризис. Техническое состояние аммиакопровода «Тольятти – Одесса» плачевно, а обстоятельства его приватизации могут снова привлечь внимание надзорных и правоохранительных органов.

ОАО «Тольяттиазот» в скором времени грозит очередной логистический кризис. В этом году химкомбинат, способный производить более 3 млн тонн аммиака в год, уже испытывал проблемы с транспортировкой продукции по аммиакопроводу «Тольятти – Одесса», который должен обеспечивать экспортные поставки завода. Сегодня техническое состояние аммиакопровода плачевно, а обстоятельства его приватизации могут снова привлечь внимание надзорных и правоохранительных органов.

Аммиакопровод «Тольятти – Одесса» – уникальное сооружение протяженностью в 2417 км, построенное в 1980-х годах при участии американских компаний. В 1995 году Госдума РФ приняла специальный закон о создании и приватизации АО «Трансаммиак». Согласно документу, «Трансаммиак» не должен был продаваться в свободном порядке. Он переходил в государственную собственность, однако 51% акций сразу передавались АО «Тольяттиазот». За это «Тольяттиазот» должен был произвести дополнительную эмиссию акций на сумму, эквивалентную стоимости 51% акций «Трансаммиака», и передать их государству. В свою очередь, эти акции должны были быть проданы на открытом инвестиционном конкурсе с условием направления средств в «Трансаммиак». Приняты были и условия инвестиционного конкурса: модернизация аммиакопровода и строительство двух отводов от него. Была проведена допэмиссия акций АО «Тольяттиазот», после которой стоимости 51% акций «Трансаммиака» соответствовали 6,1% акций «Тольяттиазота».

В 1996 году 6,1% акций «Тольяттиазота» были переданы государству и выставлены на конкурс с инвестиционными условиями. Победила подконтрольная владельцу «Тольяттиазоту» Владимиру Махлаю фирма «Тафко», предложившая вложить $7 млн в модернизацию аммиакопровода и строительство отводов от него, которыми могли бы пользоваться другие российские химические предприятия. Однако затем «Тафко» продало акции Владимиру Махлаю, но уже без инвестиционных условий. По данному факту в 1999-2000 годах проводились расследования Генпрокуратуры и Фонда федерального имущества. Однако отводы так и не были построены, а сам аммиакопровод не модернизировался с момента постройки. В 2004 году глава министерства по антимонопольному законодательству Илья Южанов обвинил «Тольяттиазот» и «Трансаммиак» в фактической приватизации естественно-монопольного ресурса, каковым является аммиакопровод. «Это дело может иметь очень тяжелые последствия для экономики страны и стать угрозой ее национальной безопасности», – сказал министр.

В 2005 году против Владимира Махлая было возбуждено уголовное дело по обвинению в неуплате налогов и мошенничестве в особо крупных размерах, и он скрылся за границей, где находится и по сей день. С тех пор проблемы с техническим состоянием оборудования на «Тольяттиазоте» только обострились: оно не обновлялось и не модернизировалось с момента ввода в эксплуатацию, некоторые узлы успели дважды выработать свой ресурс. В прошлом году проверка Ростехнадзора выявила на предприятии более 500 грубых нарушений в сфере промышленной безопасности и охраны труда, статистика по производственному травматизму и смертности удручает – за три года 11 несчастных случаев, из которых четыре – с летальным исходом.

Есть все основания предполгать, что не лучше дела обстоят и с монополизированным аммиакопроводом, хотя руководство «Тольяттиазота» старается не привлекать к этому большого внимания. Не исключено, что упорное нежелание компании пускать к трубе другие предприятия связано именно с тем, что они могут заинтересоваться ее техническим состоянием.

16 декабря прошлого года прокачка аммиака была прекращена УГП «Укрхимтрансаммиак», эксплуатирующей украинский участок аммиакопровода. Украинская сторона никак не прокомментировала инцидент, однако самая очевидная причина – падение давления в трубе, из-за чего у «Укрхимтрансаммиака» на границе начали сбоить контрольно-измерительные приборы. На каком участке 2417-километрового трубопровода возникли проблемы, руководство «Тольяттиазота» так и не рассказало, что не удивительно: аммиак – чрезвычайно ядовитое вещество, пары которого обладают удушающим действием и способны вызвать токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы у людей, а также нанести существенный вред окружающей среде. Судя по тому, что прокачку удалось возобновить лишь 18 января, проблемы с аммиакопроводом были достаточно серьезные. Однако «Тольяттиазот» объяснил произошедшее «саботажем» с украинской стороны, хотя не вполне понятно, зачем «Укрхимтрансаммиаку» работать себе в убыток – потери предприятия уже на начало января составили $3,2 млн. На самом «Тольяттиазоте» производство было практически остановлено, так как большая часть продукции завода продается именно за границу.

В будущем такие ситуации могут участиться - ведь даже не имеющее аналогов в мире инженерное чудо, каким является «Трансаммиак», не может работать больше 30 лет без капремонта. Возить аммиак цистернами – не выход. Тем более, что в этом году аварии с утечками аммиака и аммиачной воды «Тольяттиазота» уже зафиксированы в районе Новосибирска и Сызрани.

Видимо, руководство «Тольяттиазота» решило заранее подготовиться к самому пессимистичному сценарию и озаботилось постройкой перевалочного терминала в порту Тамань, хотя куда логичней было бы ждать подобных действий от предприятий, которые «Тольяттиазот» не пускает к аммиакопроводу. Более того, терминал руководством завода рассматривается как приоритетный инвестиционный проект.

Впрочем, строительство таманского терминала «Тольяттиазота» тянется уже почти 10 лет. Из-за отсутствия необходимых разрешений и согласований оно до сих пор наталкивается на жесткое сопротивление местной администрации, населения и экологов. Так что на случай новых инцидентов с «Трансаммиаком», которые сейчас выглядят практически неизбежными, руководству завода следовало бы подумать о других «запасных путях».

Подпишитесь