Posted 25 мая 2012, 05:06
Published 25 мая 2012, 05:06
Modified 1 апреля, 01:11
Updated 1 апреля, 01:11
«Аэрофлот» расстается с одним из держателей своих акций – Александром Лебедевым, главой Национальной резервной корпорации и владельцем Национального резервного банка. Видимо, продать акции авиакомпании банкира заставили неудачи в других сферах бизнеса.
История с продажей акций «Аэрофлота», принадлежащих Александру Лебедеву, длится с 2009 года. Все это время глава НРБ использовал свой пакет и возможность его продажи как инструмент торга и «валюту» для обмена на иные активы. Однако в ситуации, когда Национальный резервный банк стремительно летит под откос, Александр Лебедев активно избавляется от своих акций в «Аэрофлоте».
Недавно официально было заявлено, что доля Александра Лебедева в авиакомпании сократилась с 5,31% до 4,9%. Хотя еще в начале года сам Лебедев говорил о 15% и заявлял, что не намерен избавляться от своих акций. При этом еще недавно банкир был крупнейшим (после государства) акционером авиакомпании: в течение 2001-2003 года ему удалось консолидировать 25,8% акций «Аэрофлота». С тех пор неоднократно снабжал журналистов информацией о предстоящей продаже своего пакета акций и громкими заявлениями о деятельности компании.
В частности, до сих пор на слуху история с обновлением парка самолетов «Аэрофлота». Прошлым летом Александр Лебедев пытался поставить под сомнение целесообразность сделки по приобретению «Аэрофлотом» 50 самолетов МС-21 (ближне- и среднемагистральные пассажирские самолеты производства ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»). «Это, конечно, возмутительная история, похожая на советский госплан. Все то же самое –– нет никакого рынка, коммерческих структур. Все это должно быть в рамках абсолютно коммерческих решений. Хороший самолет –– беру, не хороший –– не беру. Естественно, все пересели на «Боинги» и «Аэробусы». Только бедный «Аэрофлот» запихивают в эту машину», – комментировал сделку Лебедев.
Сочувствие – это здорово, но к данной сделке малоприменимо. Во-первых, по информации газеты «Коммерсантъ», самолеты приобретались с 80%-ной скидкой. Во-вторых, новый лайнер будет совсем неплох. По замыслу создателей, он должен заменить на российском рынке самолеты Ту-154 и Ту-204, а затем выйти на международную арену и конкурировать с самолетами Airbus A320 и Boeing 737.
Негодование банкира имело свои причины. Ведь сам он в этот же момент вел переговоры о продаже «Аэрофлоту» самолетов Аirbus 320. Эта запутанная история началась четыре года назад. Как пишет RBC Daily, лизинговая компания Alps-Stream, входящая в структуру Национальной резервной корпорации, еще в 2008 году подписала контракт с Airbus на поставку в 2010-2014 годах 15 самолетов семейства А320, а также опцион еще на 15 лайнеров. Самолеты предназначались для немецкой авиакомпании Blue Wings, однако из-за кризиса 2008 года и банкротства перевозчика начало поставок авиатехники было сдвинуто с 2010-го на 2012 год.
С конца 2010 года Александр Лебедев предпринимал попытки пристроить самолеты в «Аэрофлот». Речь тогда шла о приобретении 20 лайнеров Аirbus 320. Однако возникли проблемы с комплектацией (самолеты были заказаны для одноклассной авиакомпании) и двигателями (в самолетах «Аэрофлота» используются другие). В компании была создана рабочая группа, однако решения о приобретении лебедевских самолетов так и не принято по сей день.
Не менее резкую реакцию, чем покупка «Аэрофлотом» самолетов МС-21, вызвало и прошлогоднее назначение Кирилла Андросова на пост председателя совета директоров «Аэрофлота». В интервью «Коммерсантъ FM» Лебедев заявил, что государство назначает «своего представителя, а не человека, способного принести пользу компании». В своем негодовании банкир оказался одинок. Ведь, во-первых, за плечами у Кирилла Андросова многолетний опыт управления, как в государственных, так и в коммерческих структурах. А во-вторых, замминистра экономразвития и торговли еще с мая 2008 года являлся независимым экспертом и членом совета директоров авиакомпании. Так что его назначение председателем совета директоров «Аэрофлота» было вполне закономерным и обоснованным.
Что же касается собственно продажи акций «Аэрофлота», то лишь недавнее официальное заявление о снижении доли Александра Лебедева с 5,31% до 4,9% расставило все по своим местам. Последние три года банкир вел переговоры о продаже своих акций с разными структурами, причем часто в параллельном режиме. Назывались разные пакеты, поступали сообщения о состоявшихся и сорвавшихся в последний момент сделках. В итоге не только журналисты, но и сам Лебедев, похоже, начали путаться относительно того, сколько же акций «Аэрофлота» находится у НРК.
Приблизительная хронология продаж выглядит следующим образом. По информации Газеты.ру, в 2009 году «Аэрофлот» и НРБ заключили контракт, предполагавший выкуп авиакомпанией своих акций, принадлежащих бизнесмену. Речь шла о 25,8%. Но к 2010-му цена подросла. Александр Лебедев попытался было отказаться от сделки, но, по информации «Ведомостей», дал себя уговорить гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву. В итоге было продано 19,5% акций, потери НРБ составили 3,3 млрд рублей, а дисконт - 28% к рыночной цене. «Я смирился и забыл», - прокомментировал сделку Александр Лебедев. Однако потом оказалось, что это еще не все.
«Окончательная» договоренность была достигнута в марте 2010-го, но уже в июне Александр Лебедев заявил: «Я не хочу продавать акции компании по сниженной цене. Я просто этого не сделаю». И история продолжилась. Весной прошлого года Лебедев сообщил, что может продать свой пакет акций «Аэрофлота» для финансирования сделки по приобретению авиакомпанией Red Wings 44 самолетов Ту-204СМ. На тот момент речь шла уже примерно о 18% акций. Доля банкира уменьшилась почти на 8%. То есть продажа более мелких пакетов все же постепенно происходила. Хоть и без особой огласки. В начале этого года сообщалось, что Александру Лебедеву принадлежит уже 15% акций.
Пакет главы НРБ «подтаял» до совсем скромных по сравнению с первоначальными размерами (4,9%) очень некстати – как раз накануне выплаты дивидендов по итогам работы в 2011 году. И это при том, что «Аэрофлот» никогда не скупился на выплаты своим акционерам. В этом году на дивиденды будет направлено 10-12% от чистой прибыли компании. Но очевидно, что дивиденды никогда и не являлись главной целью банкира. Любопытно, что практически одновременно с сокращением доли в «Аэрофлоте» завершился еще один авиационный «роман» Александра Лебедева. Речь идет о крупнейшей в России лизинговой компании «Ильюшин финанс». На этой истории можно остановиться отдельно.
Избавиться от акций «Ильюшин финанс» Лебедев также пытался не один год. Национальная резервная корпорация вела переговоры о продаже 26% акций «Ильюшин Финанс» Внешэкономбанку. Александр Лебедев столь активно добивался этой сделки, что даже соглашался продать по явно невыгодной для себя цене 6,5% акций ИФК из состава блокирующего пакета «дочке» «Аэрофлота»). Сделка не состоялась, ее отклонил наблюдательный совет госбанка по инициативе главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. А глава ВЭБа Владимир Дмитриев, по сообщению агентства «Финмаркет», на вопрос, заинтересован ли Внешэкономбанк в покупке пакетов акций у акционеров «Ильюшин Финанс», ответил: «Нас устраивает та доля, которая есть».
История с акциями крупнейшей в России лизинговой компании завершилась только в этом году. В январе Александр Лебедев сумел все-таки договориться об обмене блокирующего пакета «Ильюшин Финанс» на восемь самолетов Ту-204-100В и реструктуризацию задолженности в 700 млн рублей, которая образовалась у его авиакомпании Red Wings. По данным РБК Daily, общая сумма сделки оценивается приблизительно в 4,75 млрд рублей. При этом сам Лебедев заявил газете, что вложил в «Ильюшин Финанс» около 6 млрд рублей. Таким образом, если оценка сделки верна, то для предпринимателя она оказалась убыточной.
Вероятно, оставшиеся у НРБ акции «Аэрофлота» ждет та же судьба. Об этом говорит общее направление деятельности Александра Лебедева, который стремительно распродает активы. В этом, очевидно, заинтересован и сам «Аэрофлот» - крупной компании вряд ли нужен столь активный миноритарий, постоянно выступающий с сомнительными инициативами.
Источник - Moscow-post