Posted 22 мая 2012, 18:25
Published 22 мая 2012, 18:25
Modified 1 апреля, 01:13
Updated 1 апреля, 01:13
Несмотря на необходимость сокращать расходы и бороться с дефицитом бюджета, немецкая прижимистость и экономность пользуется все меньшей популярностью среди лидеров Европы, поскольку сдерживает экономический рост. В среду европейские лидеры предпримут очередную попытку договориться, но сделать им это будет очень непросто, учитывая, что канцлер Германии Ангела Меркель потеряла в результате выборов во Франции своего союзника Николя Саркози.
Впрочем, главная новость завтрашнего саммита уже прозвучала в минувшие выходные на саммите «большой восьмерки» в американском Кэмп-Дэвиде — Греция, скорее всего, останется в еврозоне. Это, конечно, не решение проблемы (подробнее об этом читайте здесь) и даже не гарантия, что на ближайших выборах в Афинах маятник не качнется в сторону независимости, но все-таки некоторый повод для рынков вздохнуть с облегчением — острая фаза кризиса опять сглаживается.
Если не брать в расчет дипломатический этикет, то замена Путина на Медведева в качестве представителя России на саммите G8 была непринципиальной. «Никаких жизненно важных решений на подобных саммитах не принимается, и Владимиру Путину как вновь избранному президенту было чем заняться внутри России», - заявил «Росбалту» аналитик Международного финансового холдинга FIBO Group Анатолий Воронин.
Экономисты уже подсчитали возможный ущерб, который грозит экономике Европы в случае отказа Афин от евро. Германия и Франция потеряют 130 млрд евро, а суммарный ущерб еврозоны, по данным Британского центра исследований экономики и бизнеса, составит до 5% ВВП. Российской экономике, все больше зависящей от европейского спроса на сырье, сохранение Греции в составе еврозоны тоже выгодно. На долю ЕС приходится почти 50% российского товарооборота. Не случайно после продолжительного падения в понедельник, когда стали известны результаты G8, индекс РТС слегка укрепился - как и курс рубля.
Впрочем, по мнению Воронина, стоит дождаться четких рекомендаций для еврозоны, а также увидеть состав парламента Греции. Последнее произойдет, самое раннее, в двадцатых числах июня. Пока же Европа склонна, скорее, удерживать Афины на плаву, и не помогая, и не отпуская в свободное плавание, полагает эксперт.
Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин уверен, что саммит G8 положительно повлиял на устойчивость европейской валюты. «Вопреки панике, очень вероятно, что все страны Европы приложат максимум усилий к тому, чтобы не допустить выхода Греции из еврозоны. Я почти уверен, что Греция не выйдет из еврозоны. Во-первых, это не выгодно никому. Во-вторых, не предусмотрено никакого механизма выхода. С точки зрения здравого смысла, переход страны с сильной валюты на слабую представляется с трудом — население и бизнес будут этому препятствовать, пока не заинтересованы переводить сбережения в слабую валюту», - заявил аналитик «Росбалту».
Впрочем, переоценивать саммит G8 тоже не стоит. Рынки надеялись, что будут приняты экстренные меры, но финальное коммюнике опубликовано, а вопросы остались висеть в воздухе. Помимо однозначного утверждения, что Греция должна остаться в еврозоне (выполняя при этом все свои обязательства), прозвучало привычное «мы обязуемся предпринять все необходимые меры для укрепления и стимулирования наших экономик и нейтрализации финансовых потрясений», констатирует Эндрю Робинсон из Saxo Bank. Недоумение эксперта вызвал тот факт, что наряду с этим заявлением прозвучала фраза, что «разным странам могут потребоваться разные меры». «Надежным планом это не назовешь», - отметил он.
Похоже, что европейский кризис затягивается. Если раньше эксперты предсказывали его завершение в первом полугодии 2012 года и ожидали начало роста во втором полугодии, то теперь оценки меняются на более пессимистические. Так, Анатолий Воронин полагает, что еврозоне не удастся справиться с кризисом до конца текущего года. «У региона скопилось слишком много нерешенных проблем вроде безработицы и почти статичного промышленного производства, не говоря уже об экспорте, к тому же лечить один субъект отдельно или 17 – комплексом, все-таки есть существенная разница. Для решения проблем еврозоны нужно несколько лет, а не несколько месяцев», - сообщил он.
Это мнение разделяет и Максим Васин. «В ближайшее время Европе не удастся выйти из кризиса. Он связан со слабостью экономик и с несбалансированностью бюджетов. Исчезновения этих фундаментальных причин ни в течение года, ни в следующем году ждать не приходится. Как отмечает канцлер Германии Ангела Меркель, по оптимистичным прогнозам, кризис можно преодолеть в течение 10 лет, не менее», - заявил он.
Владислав Кузьмичев