Posted 27 марта 2012, 15:15
Published 27 марта 2012, 15:15
Modified 1 апреля, 02:05
Updated 1 апреля, 02:05
Чем ближе инаугурация президента Владимира Путина, тем больше появляется слухов о возможных изменениях структуры и персонального состава правительства. Многие из версий не имеют под собой оснований - они призваны дезориентировать публику, развлечь беседой о грядущей «движухе» и закамуфлировать реальные трансформации исполнительной вертикали, которые готовит верховная власть. Перед чиновниками пока еще открыто окно возможностей, но уже в мае окончательные решения будут приняты, и «лифты наверх» встанут на долгое время.
Заниматься предсказаниями в условиях, когда дискуссия ведется в очень узком кругу, - дело неблагодарное. Однако некоторые предположения, если проанализировать предыдущие заявления российских руководителей и складывающуюся аппаратную обстановку после президентских выборов, напрашиваются уже сейчас. Новая реформа исполнительной власти, скорее всего, пойдет в разрез с объявленной пару лет назад Дмитрием Медведевым программой по сокращению федеральных чиновников на 20%. Некоторые ключевые ведомства могут быть разделены, не исключено и создание новых.
Правительство премьера Медведева, скорее всего, будет состоять из двух частей — его креатур и ставленников Владимира Путина. Причем вновь избранный глава государства, очевидно, постарается сохранить контроль за наиболее значимыми с экономической и аппаратной точек зрения сферами.
«Едва ли вопросы топливно-энергетического комплекса, энергетики, металлов, промышленности и агропромышленного комплекса перейдут под контроль команды Дмитрия Медведева. Скорее всего, они останутся в ведении команды Путина», - полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По его мнению, за Медведевым останутся вопросы здравоохранения, социальной сферы и образования.
Владимиру Путину будет нужна фигура, которая позволит «уравновесить» Дмитрия Медведева в новом правительстве. А для этого понадобится игрок-тяжеловес, способный противопоставить что-то усилиям команды Медведева. Эта логика заставляет весьма скептически относиться к слухам, упорно отправляющим в отставку вице-премьера по ТЭКу Игоря Сечина.
Если же Сечин останется, вряд ли стоит ожидать серьезных реформ Министерства энергетики, и нынешний министр Сергей Шматко может сохранить свое кресло. Двух вице-премьеров по ТЭКу в правительстве Медведева, очевидно, не будет. А вот число первых вице-премьеров вполне может увеличиться.
При этом эксперты отмечают, что реформа Минэнерго давно назрела, поскольку внутри министерства слишком много противоречий. «Последний случай с ценами на газ (их предлагалось резко повысить в декабре) — яркий тому пример. Для газовой отрасли это благо, а для энергетики — катастрофа», - напомнил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, добавив, что Минэнерго должно выступать с консолидированной позицией, однако сейчас министр вынужден становиться на чью-то сторону. «Убежден, что нефтегазовую промышленность нужно выделять, потому что в рамках министерства она не может нормально развиваться», - сообщил эксперт.
Новинкой в структуре правительства может стать появление ведомства, ответственного за инновации. По мнению Алексея Мухина, фигура вице-премьера по инновациям Владислава Суркова заставляет предполагать принятие самых креативных решений, вплоть до создания нового ведомства. А это, в свою очередь, может породить конфликт интересов между Сурковым и нынешним руководителем «Роснано» Анатолием Чубайсом. Впрочем, опыт взаимодействия министерств и госкомпаний последних лет показывает, что госкорпорации иногда имеют не меньший аппаратный вес, чем курирующие их ведомства.
Слух о грядущем разделении Минздравсоцразвития также ходит уже месяца три. «Если исходить из интересов дела, то, конечно, нужно проводить разделение. В нынешнем министерстве вопросы трудовых отношений, соблюдения трудовых прав, взаимодействия с работодателями и профсоюзами, все что связано с заработной платой, отошли на второй план. Министерство занимается реформой здравоохранения», - отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» член правления ИНСОР Евгений Гонтмахер.
Правда, очевидного ответа на вопрос, кто бы мог возглавить новые ведомства, пока нет. Некоторые эксперты полагают, что руководителями могут стать нынешние профильные замы министра Голиковой, а она сама может вернуться в Минфин в качестве его руководителя. По мнению Гонтмахера, кадровые назначения в новых ведомства социального блока будут прерогативой Медведева.
Еще один слух о возможных структурных изменениях — воссоздание в том или ином виде Министерства печати. Министерский портфель пророчат нынешнему пресс-секретарю президента Наталье Тимаковой. «Создание специального ведомства под нее менее приоритетный вариант, потому что подобные затраты не предусмотрены нынешним бюджетом», - отметил Алексей Мухин. По его мнению, такая версия могла появиться из-за того, что сама Тимакова активно продвигает проект создания общественного телевидения в России.
Слухи о грядущих перестановках множатся с каждым днем и нередко оказываются взаимоисключающими. Например, по одному из них на пост министра финансов может претендовать нынешний министр обороны Анатолий Сердюков, которого якобы сменит Дмитрий Рогозин. Если это случится, то разделение Минздравсоцразвития может быть и отложено.
Владислав Кузьмичев