Posted 23 января 2012, 16:02
Published 23 января 2012, 16:02
Modified 1 апреля 2024, 03:04
Updated 1 апреля 2024, 03:04
Следующий технологический рывок может произойти не на Западе, а в развивающихся странах, в частности, в Китае и Бразилии. Шанс «оседлать волну» будет и у России — здесь сильны естественнонаучные традиции.
Человечество переходит от пятого технологического уклада к шестому, сообщил в последний день работы Гайдаровского форума в Москве глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Пятый уклад ассоциируется, прежде всего, с достижениями в области микроэлектроники. Стартапы в этой сфере появились в 70-80-х годах прошлого века, и сейчас компании-лидеры входят в топ-лист мирового рейтинга по капитализации. Шестой технологический уровень предполагает бурное развитие био- и нанотехнологий, искусственного интеллекта и генной инженерии.
«Зарегулированная система, которая сложилась в Америке и Европе, сдерживает следующую волну инноваций», - полагает председатель совета директоров ЦВТ «Химрар» Андрей Иващенко. В результате инновации начинают утекать в те страны, где нет сложившейся консервативной системы, и там внедряются. «Россия — единственная страна, где естественнонаучные традиции в области физики и химии превышают 100 лет. А наличие таких школ создает огромные конкурентные преимущества», - сообщил эксперт.
Уже сейчас развитые страны начинают в ряде вопросов отставать от развивающихся. Так, Китай значительно опережает Америку по количеству компьютеров, которые занимаются секвенированием (определением последовательности аминокислот) генома человека, что необходимо, в частности, для развития медицины. «В Китае таких машин уже 370, а во всей Америке — всего 200. И самый большой суперкомпьютер Китая находится у людей, которые занимаются геномом», - сообщил на Гайдаровском форуме академик РАН Константин Скрябин.
Академик полагает, что человечество уже перестало быть "маугли", научилось читать, манипулировать и создавать новые генетические тексты. Оно уже может создать доселе невиданное растение, насекомое и даже животное. Теоретически можно «вырастить» и человека, но это запрещено.
Ученые полагают, что следующим этапом развития медицины станет персонализация лекарственных препаратов. Страховые компании все больше склоняются к тому, чтобы оплачивать не лечение, а вылечивание. А это означает, что таблетка должна дополняться биомаркером, подтверждающим, что лекарство подействовало. Это дает шанс небольшим и средним компаниям включиться в большую игру на рынке медпрепаратов и найти для себя свободные ниши.
«Для России мировой финансовый кризис дает уникальные возможности. Венчурные деньги в развитых странах сильно пересохли, и огромное количество разработок в биотике, в том числе и в персональной медицине, приостановлены. Западные партнеры с большим удовольствием передают эти разработки в Россию, учитывая, что здесь создан весь инструмент поддержки на разных этапах разработки», - сообщил Андрей Иващенко.
Несмотря на серьезные проблемы и слабое финансирование науки, Россия до сих пор занимает значительную долю на рынке мировой научной продукции — по оценкам экспертов, около 3%.
Сейчас перед человечеством стоят три глобальных вызова. Помимо здоровья и развития самого человека, это поиск новых и желательно «долгоиграющих» источников энергии и замена традиционных материалов.
Член правления компании «Роснано» Сергей Калюжный полагает, что со временем будет меняться роль металлов. Они будут замещаться керамикой и пластиком, увеличится применение углеродных, композитных и «умных» материалов, обладающих различными свойствами.
Одновременно эксперт ожидает существенного развития некремниевой электроники. Напомним, что именно кремний стал основой индустрии полупроводников и транзисторов, приведшей к расцвету американской Кремниевой (или, как ее неправильно называли, Силиконовой) долины в Калифорнии. Правда, появление «некремниевой долины» в России он считает маловероятным. Россия сможет лишь занять определенные ниши в области керамики, композитных материалов, пластиковой электроники, электрохимических источников тока. Определенный задел для этого уже есть — значительные инвестиции вложены в развитие пластиковой электроники в подмосковном Зеленограде.
Что же касается источников энергии, то эксперты отметили несколько возможных тенденций — в частности, промышленное использование так называемых быстрых реакторов в атомной энергетике, которое позволит существенно сократить потребление уранового сырья, а также появление промышленных литий-ионных аккумуляторов, которые позволят существенно развить генерацию электроэнергии на приливных волнах.
Владислав Кузьмичев