Posted 16 декабря 2011, 17:35
Published 16 декабря 2011, 17:35
Modified 1 апреля, 03:31
Updated 1 апреля, 03:31
Россию, наконец-то, приняли в ВТО. Правда, до сих пор нет однозначного ответа, удалось ли нашей стране в ходе многолетних переговоров соблюсти собственные интересы, или уступки партнерам по ВТО приведут к социально-экономическим потрясениям в РФ.
Точка в 18-летней эпопее по присоединению России ко Всемирной торговой организации была поставлена в пятницу в Женеве. Из-за того, что документы еще надо ратифицировать в России, полноправным членом ВТО наша страна сможет стать как раз к моменту возможного начала второй волны международного экономического кризиса - летом 2012 года.
Хотя решение практически уже принято, до сих пор нет однозначного ответа, выиграет ли российская экономика от вступления в ВТО. «Баланс выигрыша и потерь не подсчитан», - посетовал в беседе с корреспондентом «Росбалта» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
В числе тех, кто получит бонусы, окажутся экспортеры стали и химии. Среди везунчиков также будет инновационная отрасль России. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс полагает, что вступление в ВТО обеспечит отрасли рост на 7,5 процентных пункта.
Остряки уже обыграли «подарок судьбы», который получит Армавирский завод РТИ — единственная в России компания, специализирующаяся на производстве презервативов. Импортеры так необходимых гражданам «изделий №2» теперь будут платить ввозную пошлину в размере 5%. Остается надеяться, что армавирцы воспользуются таким конкурентным преимуществом.
Тех, кому ВТО создаст новые проблемы, тоже немало, поскольку Россия пошла на снижение импортных пошлин в среднем на 3,2%. Не факт, например, что снижение импортных пошлин на широко- (с 20% до 7,5%) и узкофюзеляжные (с 20% до 12%) самолеты не добьет окончательно российское авиастроение. Не случайно не так давно появились сообщения о возможной кооперации с Индией в производстве новых самолетов по российским текущим и перспективным проектам. Производство в Индии будет наверняка гораздо более привлекательным с коммерческой точки зрения из-за низкой стоимости рабочей силы.
Непростая ситуация сложится и в агропромышленном комплексе. По оценке Злочевского, зерновая и смежные с ней отрасли могут потерять от вступления в ВТО до 110 млрд рублей, если реализуются все риски. Больше всего аграрии потеряют на удобрениях — начиная с 2013 года, они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, да еще при этом придется платить НДС. "Это достаточно болезненно скажется на карманах производителей и повысит себестоимость продукции. Сейчас идут консультации с Минсельхозом, правительством, вырабатываются меры, может быть, удастся компенсировать", — сообщил эксперт.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что вступление в ВТО может привести к умиранию целых городов. В качестве примера он привел город Богородск в Нижегородской области, сославшись на данные представителей кожевенной отрасли. "Поскольку мы вступаем в ВТО на условиях, при которых экспорт сырых шкур становится исключительно выгодным, шкуры просто будут уходить из страны, и для переработки не будет оставаться ничего или слишком мало", — считает Делягин.
Эксперт полагает, что после вступления в ВТО Россия пойдет по пути социально-экономических потрясений, которые будут вызваны уже не недовольством населения результатами выборов или действиями правящей "тусовки", а объективными экономическими обстоятельствами.
"У нас практически никто не понимает, что в ВТО тарифное регулирование — далеко не самое главное. Главное — это методы ведения торговых споров. Вполне возможно, что уже в следующем году мы столкнемся с ситуациями, когда наши бизнесмены просто не смогут защищать свои интересы в судах. По правилам ВТО, позиция ассоциации бизнесменов принимается во внимание, если она объединяет не менее 40% предпринимателей соответствующей отрасли. А у нас государство не прилагало никаких усилий, чтобы таким образом объединить бизнесменов", — сообщил эксперт.
Впрочем, в ближайшие год-два трагических изменений еще не будет, считает Делягин. Уступки, на которые идут российские переговорщики, Россия начинает осуществлять немедленно, не дожидаясь, пока ее пустят в ВТО. "Мы одна из самых открытых экономик мира. Россия — единственная страна в "большой двадцатке", которая не применяла в ходе кризиса значимых протекционистских мер. Это одна из причин, почему у нас периодически бывает девальвация рубля и почему беспрецедентный скачок цен на нефть в этом году не привел к ускорению экономического роста", — заявил эксперт.
Банкиры пока относятся к теме ВТО нейтрально. Так, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в беседе с корреспондентом «Росбалта» сообщил, что вступление России в ВТО не окажет сильного влияния на российскую банковскую систему. "Это давно вызревший вопрос, все протоколы и директивы подписаны и действуют независимо от того, что мы еще не вступили. В этом смысле никаких проблем и особых преимуществ нет. Все будет развиваться в том русле, в котором и развивается", — сообщил он. Тосунян напомнил, что в настоящее время в России действуют ограничения по филиалам иностранных банков, есть квота на иностранных капитал. Он полагает, что России пока не грозит возможность повторения опыта Восточной Европы, где после вступления в ВТО практически не осталось своих банков. "Есть квотирование — не более 50% иностранного капитала, и при всем нашем либерализме выше 30% мы не зашкаливали", — пояснил эксперт.
Впрочем, еще до решения в Женеве стало понятно, что путь России в мировую торговлю не будет устлан цветами, даже несмотря на то что она присоединится ко Всемирной торговой организации. Так, США и Россия договорились, что не будут применять в отношении друг друга нормы ВТО. До сих пор в США действует поправка Джексона-Вэника, для отмены которой требуется решение конгресса. Она была принята в 1974 году и вводила ограничения на торговлю с СССР. Причиной торговли стало отсутствие в Союзе свободы эмиграции. Уже 20 лет как распался СССР, его бывшие граждане могут ехать куда угодно, но поправка продолжает действовать.
Владислав Кузьмичев