Posted 8 декабря 2011, 13:59

Published 8 декабря 2011, 13:59

Modified 1 апреля, 03:39

Updated 1 апреля, 03:39

Рынок требует крутых специалистов

8 декабря 2011, 13:59
Пока Германия с Францией изобретают способы спасения европейской экономики, россиянам следует начать готовиться к возможным негативным последствиям второй волны мирового кризиса и проблемам с получением работы.

Пока Германия с Францией изобретают способы спасения европейской экономики, россиянам следует начать готовиться к возможным негативным последствиям второй волны мирового кризиса и проблемам с получением работы. В группу риска попадут, прежде всего, строители-гастарбайтеры и выпускники вузов следующего лета.

Прошлый кризис не обошел стороной российский рынок труда. В течение буквально двух месяцев число новых вакансий сократилось в два раза, вспоминает директор по исследованиям компании HeadHunter Глеб Лебедев. В ряде сегментов белые воротнички не могли найти новую работу по полгода, а то и больше.

Сейчас ситуация отличается в лучшую сторону. По итогам ноября было даже отмечено некоторое увеличение числа новых вакансий. Рынок труда практически восстановился. Большинство компаний оправились от «оптимизаций», многие в этом году проводили плановую и даже повышенную индексацию зарплаты. «Нестабильность на рынке присутствует, но даже если значимое кризисное явление состоится, оно не будет носить такой же глобальный характер, как в 2008-2009 гг. Возможно, это будет очаговое «возгорание» в каких-то отдельных отраслях», - сообщила генеральный директор рекрутинговой компании Kelly Services CIS Екатерина Горохова в беседе с корреспондентом «Росбалта».

Многие компании в России заняли в своей кадровой политике выжидательную позицию и не спешат открывать новые проекты, равно как и сворачивать существующие. «Ощущения от прошлого кризиса еще свежи. Тот, кто хотел свернуть какие-то проекты, уже сделал это в виду нестабильности ситуации. Сейчас на рынке наблюдается скорее замещение старых вакансий, чем открытие новых», - сказал Лебедев.

По данным Екатерины Гороховой, часть банков, развивавших розничный сегмент, ушли с российского рынка персонала. Наоборот, автопроизводители и, соответственно, производители комплектующих автоаксессуаров чувствуют себя более уверенно. Они ориентируются на впечатляющие цифры роста рынка (в ряде отраслей десятки процентов) и активно инвестируют в персонал.

Скорее всего, первый квартал следующего года будет относительно благополучным. Раньше апреля ожидать каких-то серьезных потрясений на рынке труда не стоит — разве что в январе произойдет традиционное для России снижение числа вакансий. Если Берлину и Парижу не удастся убедить другие страны Европы в своей правоте и ряд государств в итоге выпадут из состава Европейского союза и еврозоны, то все равно потребуется некоторое время на формальности и на то, чтобы волна сокращений докатилась до рядовых сотрудников. Да и в России власти до завершения президентских выборов будут стремиться замедлить возможные негативные социальные явления и сдержать увеличение числа безработных.

Впрочем, как и в прошлый раз, наиболее сильный удар придется на тех, кто не обладает достаточным опытом работы, на новичков. В эту группу риска, очевидно, попадут и вчерашние студенты — те из них, кто не успел заранее озаботиться поиском места работы по окончании вуза.

В 2009-м году, напоминает Глеб Лебедев, количество вакансий для молодых специалистов в отдельных отраслях упало в пять раз. Работодатели стремились максимально снизить риски. В сегменте высшего менеджмента даже появился тренд на рост заработной платы, который возник не из-за того, что работодатели решили неожиданно расщедриться, а потому что поняли, что надо нанимать на работу высококлассных специалистов с большим опытом работы — от 6 лет. А они стоят дорого. «Пошел спрос на крутых специалистов, которые могут в смутные времена поддержать компанию, вытащить, спасти ее. Мы до сих пор наблюдаем дефицит таких специалистов, причем это характерно не только для сегмента высококвалифицированных сотрудников, но и квалифицированных рабочих», - сообщил эксперт.

Если вторая волна состоится, то затянуть пояса придется не только россиянам, но и иностранным рабочим, прежде всего, занятым на российских стройках. Член правления «ОПОРА России» Евгений Якубовский заявил «Росбалту», что в случае ухудшения экономической обстановки в России, в первую очередь, пострадают строительный бизнес и как следствие – его персонал, основу которого составляют трудовые мигранты.

Наибольшее количество мигрантов в России работают в таких сферах как строительство, ЖКХ, всякого рода мойки и чистки, в логистике и на сельскохозяйственных работах. По неофициальным данным, в России трудятся около 6-7 млн иностранцев, включая проживающих на территории нашего государства незаконно. Это немало — примерно 10% общей численности трудоспособного населения России.

Сейчас примерно каждый десятый работающий в нашей стране человек — иностранец. И тенденция на усиление конкуренции со стороны выходцев из ближнего и дальнего зарубежья будет только усиливаться. Якубовский ожидает увеличения притока иностранной рабочей силы в Россию в средне- и долгосрочной перспективе. «С учетом катастрофического демографического спада в России в ближайшие 10 лет — по оценкам демографов, до 15% трудоспособного населения — неизбежно придется говорить об увеличении использования труда иностранных работников. Экономика диктует свой спрос, который при отсутствии предложения на национальном рынке будет удовлетворяться за счет трудовых ресурсов других стран», - полагает эксперт.

По его данным, в подавляющем большинстве случаев граждане России выбирают в качестве продолжения своей профессиональной карьеры и обучения высшие учебные заведения — свыше 70% россиян. «Отучившись в университете, работать грузчиком или строителем не будешь. Но эти профессии также необходимы экономике. В результате, россияне занимают позиции специалистов средней и высшей квалификации, а иностранные — низшей», - сообщил эксперт.

Владислав Кузьмичев

Подпишитесь