Posted 28 апреля 2011, 14:59
Published 28 апреля 2011, 14:59
Modified 1 апреля, 08:29
Updated 1 апреля, 08:29
Как и ожидалось, Федеральная резервная система (ФРС, аналог Центробанка) на заседании в среду оставила процентные ставки на нулевом уровне, но пообещала не продлевать во втором полугодии так называемую программу количественного смягчения – эмиссионную накачку американской экономики. Это значит, что до конца июня фондовые и сырьевые рынки продолжат перегреваться, а затем могут резко обвалиться.
После решения Федрезерва американские фондовые индексы устремились вверх, обновив трехлетние максимумы, а доллар продолжил падение до уровня конца 2009 года (к концу единой торговой сессии на ММВБ в четверг он опустился до $1,4817 за евро). Дешевеющий доллар, в свою очередь, оказал поддержку драгоценным металлам и нефти. К 18:00 мск в четверг золото подорожало до $1536,1 за тройскую унцию, серебро – до $49,21, а нефть марки Brent – до $125,78 за баррель. Даже вышедшие данные о значительном увеличении запасов нефти в США не смогли остановить рост нефтяных котировок.
ФРС дала понять, что ликвидность в ближайшие месяцы сохранится на высоком уровне. Следовательно, эти деньги будут искать себе применения там, где они приносят большую доходность, то есть на развивающихся рынках, прогнозирует главный экономист инвесткомпании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Как следствие стоит ожидать продолжения притока капиталов на развивающиеся рынки, в том числе, на российский. «Россия пользуется особой популярностью у иностранных инвесторов, которые считают, что российская экономика находится в выигрыше от высоких цен на нефть, – говорит экономист. – Правда, Россию любят лишь краткосрочные инвесторы, которые инвестируют преимущественно в «голубые фишки» фондового рынка, чтобы по-быстрому заработать и, в случае чего, так же быстро уйти и увести свои деньги в другие страны».
Доцент кафедры банковского дела Российского экономического университета имени Плеханова Денис Домащенко пока не видит «пузыря» на отечественном фондовом рынке: до максимальных предкризисных уровней 2008 года индексу РТС надо вырасти более чем на 23%. К тому же российский фондовый рынок все менее интересен инвесторам, считает эксперт, а многие из них «осторожничают перед традиционно опасным маем».
Тем не менее, он указывает на «пузырь» на рынке серебра: с сентября 2001 года серебро подорожало более чем в 12 раз. «Там могут быть еще мощные движения как вниз, так и вверх», - допускает экономист. У нефти тоже есть «все шансы продолжить рост до размеров так называемого «пузыря», но для этого надо еще пройти исторические максимумы 2008 года ($147,3 за баррель марки Brent), указывает Домащенко.
Хотя глава ФРС Бен Бернанке опроверг слухи о возможном запуске очередного раунда программы количественного смягчения (Quantitative Easing, или QE), свеженапечатанные доллары все равно будут вливаться в экономику в виде реинвестирования средств, полученных от погашения находящихся на балансе ФРС казначейских и ипотечных облигаций.
Правда, объемам этих средств будет далеко до $2,3 трлн, напечатанных ФРС в ходе двух раундов QE, поэтому эксперты опасаются, что рынки могут очень резко отреагировать на завершение программы. Девятов из «Уралсиб Кэпитал» предупреждает, что хотя о прекращении QE известно заранее, «после того как оно действительно состоится, рынки могут отреагировать снижением».
Рано или поздно Федрезерву придется начинать борьбу с ускоряющейся инфляцией, и он будет вынужден поднять ставки (если верить Бернанке, это произойдет не раньше, чем через полгода). На это рынки отреагируют еще резче. Для России это будет означать перемену отношения инвесторов, которые бросятся выводить деньги с фондового рынка, причем особенно сильную коррекцию ждут ценные бумаги нефтегазового сектора, прогнозирует Девятов. Снижение цен на нефть, в свою очередь, повлечет за собой ослабление рубля и снижение доходов бюджета. Но бюджетного коллапса в России благодаря заимствованиям и накопленным резервам удастся избежать, успокаивает эксперт.
ФРС оказалась в патовой ситуации, констатирует главный экономист компании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. Мировая экономика питается эмиссией, поэтому прекращение последней вызовет, хотя и не сразу, дефляционный кризис, а непрекращение —инфляционный, подчеркивает он.
Эксперт отмечает, что при текущей инфляции в США ставка рефинансирования объективно должна быть «минимум 4%», но для американской экономики поднятие ставок до такого уровня смерти подобно. «Она жива только благодаря гигантским тратам казны — дефицит около 10% ВВП, — прямо и косвенно финансируемым эмиссией ФРС, – поясняет он. – Эта эмиссия наводняет финансовую систему дешевыми деньгами. Если халява прекратится, то все снова начнет валиться, ибо иных способов поддержания экономики нет».
Но накачка экономики деньгами не может продолжаться бесконечно, указывает Егишянц. Огромная часть напечатанных долларов оказывается на спекулятивных рынках, порождая рост товарных цен и инфляцию издержек, которая тоже подрывает совокупный спрос. «Значит, любые шаги в этой сфере не предотвращают новый кризис, а лишь откладывают его. Но неизбежное все равно рано или поздно случится», – предсказывает он.
Евгений Новиков