Posted 10 марта 2011, 21:11
Published 10 марта 2011, 21:11
Modified 1 апреля, 09:18
Updated 1 апреля, 09:18
После некоторой паузы, вызванной кризисом, международный рынок торговли оружием снова начал расти. В 2009-м экспорт составил $50,204 млрд, а в 2010-м, по предварительным оценкам Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), он достиг $71,7-75 млрд (для сравнения, в 2001 году - $22,071 млрд).
При этом с 2006 года объемы международной торговли зачастую растут быстрее, чем производство оружия для нужд "национальных" вооруженных сил. Такая "глобализация" обусловлена скачком в развитии военных технологий - на начальном этапе они всегда сосредотачиваются в руках относительно узкой группы продвинутых игроков, и лишь впоследствии "мигрируют" на периферию.
Среди отечественных экспертов распространено мнение, что экспорт оружия в 2010 году достиг своего максимума, и с 2011-го начнется сокращение рынка (ЦАМТО). Насколько этот прогноз достоверен? Ведь в 2008-м ЦАМТО также заявлял о том, что уровень военного экспорта "уже вышел на предельные для себя показатели, и в дальнейшем ожидается рост не более чем на 5% в год" - до $60 млрд в 2010-м. Однако рынок вырос, по разным оценкам, на 40-50%.
В перспективе он обладает огромным потенциалом "восстановительного роста". Дело в том, что подъему "нулевых" предшествовал гигантский провал. По сути, к 2010 году международная торговля только отыграла падение 90-х в сопоставимых ценах (объем торговли оружием в 1986-м составлял $46,5 млрд).
Кроме того, за последние 20 лет объем мировой экономики увеличился примерно в 2,5 раза, что создает впечатляющий резерв платежеспособности в случае дальнейшего обострения геополитических противоречий. А поскольку производство действительно современных вооружений осуществляется в узкой группе стран, это будет дополнительно стимулировать стремление всех остальных игроков закупать оружие на внешнем рынке.
Итак, в долгосрочной перспективе международный оружейный рынок будет расти. Каковы вероятные позиции России на этом рынке? На первый взгляд, все обстоит более чем благополучно. В 2000–2010 годах экспорт по линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) увеличился в 2,7 раза. Продажи ежегодно растут (2007 – $7,4 млрд, 2008 – $8,6 млрд, 2009 – $8,8 млрд, 2010 – более $10 млрд.) – под непрекращающиеся крики "специалистов" о неизбежном и скором падении российского экспорта оружия. По оценке ФСВТС, Россия и в дальнейшем будет экспортировать оружие на $9–10 млрд.
Однако у этой благостной картины есть ряд нюансов, заставляющих насторожиться. В частности, если российский экспорт вырос в 2,7 раза, то мировой объем экспорта/импорта – в 3,2-3,4 раза. При этом речь идет именно о номинальной стоимости – рост российского экспорта в значительной степени связан с простым удорожанием оружия. Как выглядит ситуация, если исключить этот фактор?
Стокгольмский международный институт исследования мира (SIPRI) и ряд других организаций, оценивая объемы экспорта, оперируют не номинальными, а "среднемировыми" ценами на вооружения – и в этом варианте картина получается своеобразная. Итак, согласно данным шведского института, в 2000-2004 годах Россия лидировала по фактическому объему экспорта, обгоняя США – несмотря на то, что уступала Штатам в долларовом выражении. В 2005-2008 картина поменялась на противоположную. По американским данным, фактический экспорт оружия из России достиг пика в 2005-м, и с тех пор постепенно "проседал", несмотря на рост в долларовом выражении. Равным образом, доля РФ на мировом рынке оружия, по данным SIPRI, достигла пика в 2003-м году (33%), снизившись к 2009-му до 20%.
Итак, фактическая доля России в продажах оружия на мировом рынке "схлопнулась" более чем в полтора раза. Например, динамика продаж в наиболее высокотехнологичном и "глобализированном" секторе оружейного рынка выглядит так: 2000-2004 годах РФ продала 331 истребитель против 286 у США, однако в 2005-2009 РФ продала 219 самолетов, а США – 341.
Параллельно произошел сдвиг в географии экспорта. Если 2001-2005 годах на Китай и Индию приходились соответственно 43% и 25% российских поставок, то в последние несколько лет "Рособоронэкспорт" переключился на покупателей "второго эшелона" - Латинскую Америку, Вьетнам, на Ближний Восток.
Разумеется, в известной степени сжатие "физического" спроса связано с подорожанием продукции как таковым, а Китай в принципе намерен отказаться от закупок оружия у кого бы то ни было. Однако это явно не главные факторы. Пример тому - Индия, планы которой по закупкам вооружения на внешнем рынке огромны, но российская продукция в них небезуспешно вытесняется западной.
Иными словами, при внешнем долларовом благополучии тенденции пока весьма неблагоприятны.
Кроме того, сжатие доли на рынке само по себе несет серьезные издержки: экспорт оружия означает существенную зависимость импортера и политическое влияние экспортера, которое утрачивается вместе с "физическими" объемами поставок и снижением удельного веса оружия на рынке.
При этом в ближайшем будущем российским оружейникам придется столкнуться с прямой конкуренцией со стороны Китая. С появлением альтернативного поставщика площадь "заповедных полян" российского ОПК, куда западное оружие не продавалось по политическим мотивам, резко сократится. В том же, что Китай способен прибрать к рукам практически весь сегмент простого и дешевого оружия, мало кто сомневается. Несомненно также, что он будет "подгрызать" и рынки более сложного оружия – причем чем дальше, тем успешнее. Иными словами, хотя ожидать резкого провала российского экспорта вооружения прямо завтра нельзя, долгосрочные перспективы куда более туманны.
Посмотрим теперь на отечественные компании, попавшие в последний рейтинг SIPRI (недавно институт представил данные за 2009 год). Их позиции по отношению друг к другу остаются практически неизменными, однако российский сегмент рейтинга в целом падает.
Лидером среди отечественных компаний по объемам продаж стабильно является ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". В 2009-м "Алмаз" занял 23 строчку рейтинга ("откатившись" к позиции 2007 г.) с $3,26 млрд. При этом по итогам 2008 года "Алмаз-Антей" оказался на 18 месте с $4,34 млрд. Таким образом, продажи компании снизились почти на четверть.
Вторую позицию (29 место в списке SIPRI) заняла Объединенная авиастроительная компания с $2,71 млрд. В компанию вошли игроки, ранее фигурировавшие в рейтинге отдельно - ОАО "АХК "Сухой" и "Иркут" (другие наиболее существенные активы ОАК - РСК "Миг" и КНААПО). В годы "независимости" "Сухой" стабильно занимал второе место в "иерархии" отечественных экспортеров. Сейчас компания демонстрирует наихудшую среди отечественных производителей динамику в рейтинге SIPRI, просев за год на 17 позиций (38 место в 2008 и 55 в 2009-м) и потеряв треть рынка – с $2,04 до $1,44 млрд. Корпорация "Иркут" (Иркутский авиастроительный завод, ОКБ Яковлева и доля в ТАНТК им Бериева), стабильно третья в российских рейтингах с $1,06 млрд, потеряла четыре позиции в рейтинге SIPRI, переместившись с 60 на 64 место. Снижение рейтингов "Сухого" и "Иркута" - еще одна иллюстрация постепенного падения спроса на наиболее технологичный компонент российского экспорта.
Косвенным образом падение "истребителей" затронуло и корпорация ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (основная продукция – ракеты "воздух-воздух", "воздух земля", противокорабельные ракеты, бомбы и стратегические крылатые ракеты). В 2009-м компания опустилась с 59 на 67 позицию, продав вооружений на $910 млн против $1,17 млрд годом раньше. Несколько снизились продажи и у "Вертолетов России". Кроме того, из рейтинга SIPRI исчезло присутствовавшее там в 2008-м году на 96 месте тульское "Конструкторское бюро приборостроения" (КБП), производитель средств ПВО ближнего радиуса действия ("Тунгуска", "Панцирь"), противотанковых ракет, авиационных и зенитных пушек, высокоточных артиллерийских снарядов.
Единственным исключением стал "Уралвагонзавод", производящий танки и машины на их базе. УВЗ резко увеличил продажи - на 25% по сравнению с 2009 годом (с $640 до $800 млн), и переместился с 90 позиции в рейтинге на 76. Новый фигурант рейтинга SIPRI – созданная в 2008-м "Объединенная двигателестроительная компания" ("Сатурн", УМПО, "Пермский моторный завод", СНТК им. Кузнецова и еще ряд предприятий), занявшая 90 строчку, попал туда путем простого объединения ранее не проходивших в него компаний.
По сравнению с 2008-м российский экспорт заметно "упростился", понеся самые заметные утраты в своей наиболее технологичной части (даже современный танк – далеко не истребитель в плане сложности). Хотя масштабы "упрощения" в огромной степени связаны с конъюнктурными факторами – в кризис дорогое оружие продается хуже - тенденция несомненна. Так, доля авиации в российском экспорте постепенно снижается с середины "нулевых", хотя сам рынок – растет. Между тем, упрощенческие тенденции развиваются на фоне быстрого развития китайской оборонки, которая будет особенно эффективна там, куда сползает российский экспорт.
При этом вплоть до самого последнего времени зависимость многих оборонных предприятий от экспортных заказов была колоссальной. Например, по данным за 2007 год доля экспортных поставок в верхней десятке отечественных производителей оружия варьировала от 56 до более чем 90%. Другой общей чертой большинства крупных компаний ОПК является их чрезмерная специализация и крайне низкая доля гражданской продукции - у большинства игроков буквально несколько процентов, что нетипично для западных производителей. Исключения вроде УВЗ или "Сатурна" (ныне поглощенного "Объединенной двигателестроительной компанией") являются именно исключениями.
Евгений Пожидаев