Posted 21 февраля 2011, 13:40
Published 21 февраля 2011, 13:40
Modified 1 апреля, 09:35
Updated 1 апреля, 09:35
МОСКВА, 21 февраля. Пропаганда сланцевого газа как средства снижения зависимости от внешних поставщиков является хорошо спланированной мировой пиар- кампанией. Как передает Газета.Ru, такое мнение высказал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.
«Сланцевый газ – хорошо спланированная мировая пиар- кампания, таких пиар-кампаний много: глобальное похолодание, биотопливо», - полагает он.
По словам главы «Газпрома», хотя сланцевый газ в настоящий момент добывается в США, обратиться к нему американцев вынудило падение добычи природного газа. Он подчеркнул, что «технологии добычи сланцев – уже не одно десятилетие», но, судя по всему, США обратились к ней «не от хорошей жизни».
Миллер считает, что «для Европы это неприемлемый путь развития». Он пояснил, что добыча сланцев является не только затратной, но и достаточно «грязной».
Напомним, еще 10 июня 2010 года глава «Газпрома» говорил, что сланцевый газ будет играть «очень важную и полезную роль» балансировки газовых рынков в региональном масштабе, но для возведения его на трон нет оснований. Об этом он заявил, выступая на конференции в рамках 13-го ежегодного общего собрания Европейского делового конгресса.
По словам Миллера, «в последнее время появилось много мифов и теорий о рынке газа». «Пожалуй, самой обсуждаемой темой, как в профессиональных кругах, так и в деловой прессе, стал феномен сланцевого газа», - напомнил он.
Как отмечал глава концерна, «добыча сланцевого, и в целом «нетрадиционного» газа - в общем-то, не новость для газовой отрасли». При этом специфика технологии и экономики проектов по добыче сланцевого газа (относительно низкие дебиты скважин и их резкое снижение уже в первые годы добычи, большой объем эксплуатационного бурения, необходимость постоянного перехода на новые площади разработки, высокая капиталоемкость проектов) «предопределяет роль сланцевого газа - местный, локальный источник ресурсов, компенсирующий снижение объемов добычи (или отсутствие) традиционного газа на региональных рынках».
В связи с этим, указал Миллер, «даже лидер по добыче сланцевого газа - США - за счет этого источника лишь покрывает падение добычи на своих традиционных месторождениях».