Posted 31 января 2011, 14:15
Published 31 января 2011, 14:15
Modified 1 апреля, 09:56
Updated 1 апреля, 09:56
На прошлой неделе Standard & Poor’s (S&P) впервые с 2002 года снизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии до «АА-» с «АА». По мнению экспертов агентства, платежеспособность страны восходящего солнца находится на одном уровне с платежеспособностью Израиля, Кувейта, Саудовской Аравии и Тайваня, но ниже платежеспособности Испании.
«Снижение рейтинга отражает наши ожидания того, что уровень правительственного долга Японии, и так один из самых высоких среди стран с суверенными рейтингами, продолжит расти», - говорилось в сообщении агентства. Кроме того, S&P прогнозирует, что дефицит японского бюджета по итогам 2010 финансового года (заканчивается 31 марта) составит 9,1%, и за три года его удастся сократить лишь до 8%. В пятницу в связи со снижением суверенного рейтинга Японии агентство снизило и рейтинги нескольких японских компаний, в том числе газовых и энергетических.
Государственный долг Японии почти достиг 200% ВВП - это «рекорд» среди развитых стран, рассказывает эксперт по японской экономике, член ученого совета Института мировой экономики и международных отношений РАН Валерий Зайцев. По его словам, раньше для эффективного финансирования долга было достаточно внутренних заимствований. «Еще несколько лет назад почти 100% японских гособлигаций размещались среди японских корпораций», - напоминает эксперт. «Но в связи с длительной экономической рецессией темпы роста ВВП в стране уже 20 лет низкие, а главное - нестабильные, поэтому финансировать свои долги Японии становится все труднее, - продолжает он. - Теперь японские власти пытаются продавать свои облигации иностранцам. В частности, их покупают китайские компании».
Главный экономист компании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц подтверждает: Япония испытывает все больше проблем со сбытом своих долговых бумаг. «Японские власти даже в общественном транспорте своих мегаполисов рекламируют родные казначейки (казначейские облигации - «Росбалт») - нет достаточного числа покупателей на них, - приводит пример эксперт. - Норма сбережений в стране из-за демографических процессов в последнее время снижается, а на внешних рынках и подавно тяжело конкурировать с не менее надежными, но более высокодоходными бумагами США и Европы».
Внешний долг Японии (как государственный, так и частный) превысил $2 трлн, государственный долг (как внешний, так и внутренний) - $10 трлн.
Министр экономики и бюджетной политики Японии Каору Есано 20 января заявил, что Япония может лишиться доверия инвесторов, если не примет программу сокращения огромного госдолга. По его словам, в настоящее время у страны не возникает проблем с рефинансированием задолженности и покрытием текущего дефицита, но такая ситуация не может сохраняться вечно. Поэтому японское правительство разрабатывает реформу государственного бюджета, чтобы сократить дефицит. Среди прочих мер власти намерены ввести налог в 5% на потребление.
Именно сейчас особых резонов для снижения рейтинга Японии не было, считает Егишянц. «Процесс ухудшения, хотя и постоянный, идет очень медленно, поэтому реагировать, например, снижением рейтинга, вроде как надо, но ни один конкретный момент не представляется для этого особенно подходящим», - отмечает он.
Но в целом доверие к рейтинговым агентствам в последние годы (и особенно в кризис, начало которого ни одно из них не предсказало) снизилось, поэтому вряд ли решение S&P кардинальным образом повлияет на чьи-то долгосрочные инвестиционные стратегии и сильно ухудшит условия заимствований для Японии. Правда, делает оговорку Егишянц, у многих фондов есть формальные правила, регулирующие размеры вложений в ценные бумаги в зависимости от рейтинга эмитента. «Но существенная разница возникает лишь при снижении рейтинга до более низких позиций, чем сейчас, так что пока особых последствий для Японии нет», - продолжает он.
И все же финансовые рынки отреагировали на решение S&P. Главный японский фондовый индекс Nikkei 225 в пятницу упал 1,13%, и еще на 1,18% - в понедельник.
Международный валютный фонд предупредил Японию и Вашингтон о том, что им нужно бороться с огромными дефицитами бюджета, и потребовал изложить планы по борьбе с бюджетным дефицитом. В ответ на это японские власти пообещали прислушаться к критике S&P и ускорить реформирование налоговой системы для сокращения раздувшегося госдолга.
Обращает на себя внимание тот факт, что в своем рейтинге S&P опустило Японию ниже Испании - одной из наиболее проблемных в еврозоне стран с безработицей, превышающей 20%. «Текущая ситуация в Испании заметно хуже, чем в Японии, и ей, вероятно, тоже скоро понизят рейтинг, - признает главный экономист «Ай Ти Инвест». - Но в долгосрочном плане вероятность дефолта Японии выше, чем у Испании, особенно учитывая японские демографические проблемы. Пенсионеров все больше, трудоспособных все меньше». Отношение долга к ВВП у Японии более чем втрое выше, чем у Испании: почти 200% против 60%, приводит он другой пример. «Правда, если принимать во внимание только чистые долги - долги государств минус их активы - разница уже не втрое, а в 2 с небольшим раза, к тому же доходность облигаций (а значит, и стоимость заимствований - «Росбалт») Японии намного ниже, чем в Испании», - делает оговорку эксперт.
«Но фундаментально дела Японии очень плохи, она увязла в трясине и самостоятельно вряд ли из нее выберется», - резюмирует Егишянц.
Евгений Новиков