Posted 25 мая 2019, 09:05
Published 25 мая 2019, 09:05
Modified 30 марта, 16:47
Updated 30 марта, 16:47
В своих многосерийных проектах телеканал «Россия» все упорнее следует традициям латиноамериканских сериалов и Болливуда. Вот только в российском продукте в итоге нет даже намека на трогательность оригиналов. И даже домохозяйки, когда-то до слез сопереживающие Дикой Розе и Зите с Гитой, все меньше поддаются на подобный суррогат.
Во всяком случае, ход с близкими родственниками, разлученными много лет назад, давно считается признаком дурного тона в литературе и кино. Но именно на нем построили весь сюжет авторы сериала «Все могло быть иначе», стартовавшего на канале «Россия» в начале текущей недели. Они, вероятно, включили в него элемент самоиронии — когда интрига закручивается по-настоящему лихо и абсурдно, сами герои приводят в сравнение ставшее нарицательным понятие «мексиканские страсти».
Режиссером проекта стал Глеб Якубовский, создатель большого количества мелодрам с очень трагическими названиями — «Потерянное счастье», «Опавшие листья», «Под дождем не видно слез», «Злая судьба», «Ненавижу и люблю». Такой подход прекрасно вписывается в модные тенденции российской «мыльной оперы», отличающие ее от предшественников из жарких стран. Не первый раз приходится признавать, что российская аудитория любит страдания, причем такие, чтобы сразу на разрыв, желательно вместе со страшными предательствами и смиренными прощениями.
Новый сериал создан в сотрудничестве с большой командой сценаристов, состоящей из Натальи Марфиной, Ольги Степновой, Дмитрия Степанова и Валерии Островской, и композитором Владимиром Сайко, бывшим рок-музыкантом, который уже неоднократно работал с Якубовским. Стоит отметить, что музыкальное оформление в данном проекте и других подобных мелодрамах является весьма органичным элементом, порой сглаживающим некоторые шероховатости сценария.
Однако сюжет, построенный на судьбах тройняшек, разлученных при рождении, и их неизбежном столкновении во взрослой жизни, от этого не выигрывает. В принципе, идея, что все мы связаны какими-то невидимыми нитями из знакомых, фактов и событий, выглядит интересной. Однако если растянуть ее на шестнадцать серий, она неизбежно обрастет громоздкими деталями, малоинтересными персонажами и сюжетными поворотами, которые с каждым вечером будут выглядеть все более надуманными.
Историческим фоном для завязки снова выбраны многострадальные 90-е годы — именно в это время в провинции у одной матери рождаются сразу три девочки. Из-за безденежья роженица решает взять только одного ребенка, а судьба других складывается совершенно по-разному.
Одна из брошенных малышек попадает в семью люмпенов на растерзание отцу-тирану и матери, равнодушной ко всему, кроме того, как бы угодить мужу. Другая становится избалованной дочерью богатых родителей (Алена Хмельницкая и Олег Масленников-Войтов), которые тем не менее во всех решениях руководствуются холодным разумом и бизнес-интересами. В итоге пути трех повзрослевших героинь, которых играет актриса Татьяна Бабенкова, приводят в Москву, которая представлена в фильме неким скопищем холодных сердец и падших ангелов.
Провинция также показана в очень негативном ключе, в отличие от сериала «Мама Лора», который в это же время транслируется по Первому каналу. Пьянки, грязные сплетни, насилие над наивной девушкой, борьба без правил за какого-никакого мужика, карьерные мечты, простирающиеся в лучшем случае до актрисы, а в худшем — до проститутки. И непременно — супружеская пара класса «быдло» (Дмитрий Пустильник и Ольга Бранкевич). В ней, как положено, муж круглосуточно орет, как ему нужен наследник (правда, завещать он сможет только свою посаженную печень), а жена в ответ на все это пытается его утешить «котлетками и пюрешечкой».
В такой линии, впрочем, волей-неволей прописан характерный социальный момент: именно представители данного класса уверены в том, что живут нормально, по принципу «меня тоже били и мордовали, и ничего, человеком вырос».
Но нравы обеспеченных москвичей отличаются только по форме. По содержанию они представляют собой таких же нелицеприятных типов, готовых переступить через что угодно ради собственных потребностей — вопрос только в денежном измерении. Показателен эпизод, когда дочь властных родителей спрашивает свою мать: «Мое счастье для семьи не важно?», и ответные отговорки звучат красноречивее всякого согласия.
Словом, неплохой стороной сериала является срез с различных граней жизни в России, правда, поданный в крайне депрессивном ключе. По мере развития сюжета зритель столкнется и с продажной полицией, и с безнаказанными сутенерами, и с фальшивой дружбой, и с экономически выгодным браком, и с невозможностью поступить в вуз или добиться успеха на службе не «через постель». Даже в мире спорта находится нехороший человек в лице бессердечного тренера.
Все-таки когда столько порочных натур сходятся вместе заодно с потерянными родственниками, это неизбежно выглядит искусственно, а дальнейшее нагромождение персонажей и деталей рискует отобрать у зрителя нить повествования.
Вызывают удивление и некоторые огрехи в сценарии и диалогах. Они, впрочем, являются нормальной чертой любого конвейерного сериала, но все же фразы типа «Это не ваше дело, и потом, это вас не касается» режут слух даже закаленному зрителю.
Из плюсов также можно отметить, что актерская игра в этом проекте выглядит сравнительно добросовестной. Но и здесь не обходится без хронической болезни российского сериала: сочетание бесцветных положительных персонажей с гротескными отрицательными.
Название «Все могло быть иначе» выглядит весьма говорящим и ироничным для содержания самого сериала. Он действительно мог быть гораздо лучше, если бы практически каждый компонент сюжета и образ героя не был либо перегруженным, либо, наоборот, недописанным. Но явно проходной статус проекта, по всей видимости, заранее расслабил создателей. И в конце остается только глубокое сожаление, что девизом жанра на российском экране стало выражение «и так сойдет».
Людмила Семенова