Posted 13 апреля 2019, 08:21
Published 13 апреля 2019, 08:21
Modified 30 марта 2024, 17:04
Updated 30 марта 2024, 17:04
Мы то и дело слышим жалобы на процветающий в современном обществе культ детоцентризма. Но если этот культ и существует, то он совершенно не затрагивает телевидение — в отличие от прошлых лет.
Для нынешних теледеятелей зрители, похоже, рождаются уже взрослыми. Причем почти исключительно такими, у которых политические интересы ограничиваются переживаниями за судьбы Украины, Сирии и Венесуэлы, яркие эмоции — горячими историями о ДНК-тестах, представления об искусстве — передачами с переодеваниями «звезд» и бесконечными ремейками старых песен и фильмов, а познания в физиологии — танцами гигантских маток и прочих органов.
В действительности же полное пренебрежение массовой культуры детской психологией как раз и создает подобных людей. Взрослые еще могут как-то защищаться от зомбирования и заниматься саморазвитием — но ведь у детей такой возможности нет.
Телеканалы «Карусель», Disney и другие агрегаторы безостановочно выдают контент, раскрашенный в кислотно-жизнерадостные цвета и наполненный сомнительным смыслом. Передача «Дисней Клуб», существовавшая на канале ОРТ (а затем и на Первом) с 1990-х до середины 2000-х, была ценной именно потому, что дарила интересные и яркие истории в дозированном режиме. Окно в волшебный мир открывалось лишь на время, которого маленькие зрители с нетерпением ждали и потом с удовольствием вспоминали, что нового произошло с их любимыми героями.
Теперь же этот мир помещается в смартфоне, и в него можно нырнуть, сидя в вагоне метро или в кафе. В сущности он превратился в любимый детьми фаст-фуд, только для ума и души. Так называемый «детский контент», который поставляет YouTube, и вовсе вызывает у взрослого человека недоумение и ужас. В лучшем случае это игра с яркими пятнами, громкими звуками и прочими манками, пригодными для развития ребенка только в первый год жизни. Дальше он все это перерастает и нуждается в интеллектуальной пище.
Раньше одним из ее непременных ингредиентов были сказки. Сейчас, похоже, этот жанр умирает — а вместе с ним и огромный культурный пласт, включающий иллюстрацию, кукольный театр, снятые с использованием прикладных материалов мультфильмы.
В советское время игровые и мультипликационные сказочные истории показывались в передачах «В гостях у сказки» (1976—1991 годы), «Зазеркалье», где ведущими были сами дети, в цикле «Сказка за сказкой», который шел на Ленинградском телевидении с 1979 по 1998 год и до 2000 года — на телеканале «Культура». Для ребенка того времени это действительно была настоящая магия: актеры в фильмах и телеспектаклях перевоплощались в леших, колдунов и принцесс, в том числе в признанных шедеврах Александра Роу и Александра Птушко. В ленинградских спектаклях играли Зиновий Гердт, Сергей Мигицко, Ирина Мазуркевич, Татьяна Пилецкая, Ольга Волкова, Анатолий Равикович, Михаил Светин, Андрей Ургант, Георгий Штиль и многие другие известные артисты. И все они относились к постановкам для детей как к серьезному творчеству, требующему самоотдачи и ответственности перед зрителем. А кроме того — они сами явно испытывали удовольствие от озорства, которым были пронизаны вполне профессиональные постановки.
Судя по тому, как много первоисточников из разных культур было задействовано для этих спектаклей — от всем известных «Белоснежки» и «Спящей красавицы» до китайских легенд и рассказов советских писателей, — детскую аудиторию считали любознательной, начитанной и чуткой к хорошему вкусу.
Другой неотъемлемой частью телевидения для детей были образовательные программы. Легендарная «АБВГДейка» и поныне выходит в эфир на канале «ТВ-Центр», где ей выделено целых полчаса в субботу ранним утром. Однако на современных федеральных каналах не найти больше ни интеллектуальных игровых шоу, вроде «Звездного часа», ни программ об актуальных проблемах, как «До 16 и старше». Когда-то всенародно любимые «Спокойной ночи, малыши!» перебрались на «Культуру», а их спин-офф под названием «С добрым утром, малыши!» выходит на «Карусели» и пока привлекает внимание только участием разных неоднозначных медийных персон, вроде Николая Валуева и Сергея Шнурова.
Причины такого упадка понятны: телевизионный бизнес плотно связан с рекламным рынком, а передачи для детей — не лучшая площадка для продвижения большинства товаров и услуг. Поэтому финансовые кризисы, потрясавшие российскую экономику с 1990-х годов, в первую очередь отправляли под нож именно детский контент, и никто не думал о том, какой урон это нанесет будущему поколению.
Сейчас, в эпоху стремительного распространения информации, детские телепередачи вроде бы и не нужны — ведь «все можно найти в Интернете». Но и там попытки создать что-то действительно доброе, познавательное и развивающее не поддерживаются рекламодателями и не выходят в «топ».
Массовая культура самоустранилась от воспитательной функции. Нам все чаще напоминают, что развитие детей является исключительно родительской обязанностью. Получается, что ребенку, которому родители не в состоянии уделять достаточно внимания, или же они сами не вполне духовно и интеллектуально развиты, уготованы застой или деградация.
Казалось бы, это мелочь на фоне безразличия государства к здоровью и безопасности самых уязвимых граждан. Однако на самом деле отношение к подрастающему поколению — один из главных элементов общего пазла, складывающегося в весьма мрачную картину. Общество, в котором дети превращаются в балласт, не сможет стать успешным — ни в духовном, ни в материальном плане.
Людмила Семенова