Posted 6 апреля 2019, 07:00
Published 6 апреля 2019, 07:00
Modified 30 марта, 17:08
Updated 30 марта, 17:08
Телеканал «Россия», редко балующий свою аудиторию сюрпризами, неожиданно решился на смелый и даже провокационный ход — к годовщине теракта в петербургском метро показал мрачный сериал о террористах-мусульманах «На краю». И пусть эта остросюжетная драма не отличается достоверностью и выдающейся актерской игрой, она вполне вписывается в рамки серьезного отношения к терроризму и наглядно демонстрирует последствия религиозного фанатизма.
Примечательно, что Ирина Смирнова, генеральный продюсер кинокомпании «Русское», которая занималась производством сериала, назвала работу над ним «социально ответственным проектом и серьезным вызовом».
«На краю» снимался в 2017 году, преимущественно — в Египте. Режиссером стал Евгений Лаврентьев.
По сюжету три очень разные героини попадают в плен к сирийским боевикам — место действия обозначено как «Халифат», не подчиняющийся никаким законам и нормам, кроме предписанных верой. Одна из девушек, переводчица с арабского языка, становится жертвой несчастной любви и кризиса в отношениях между родителями. Случайно встретившийся парень-иранец кажется ей символом новой жизни. Другая, наивная официантка, бежит к едва знакомому турецкому «принцу» от равнодушной матери, провинциального быта и неудачливого русского поклонника. Третья, вдова боевика, пытается вырваться из среды, где ее презирают и сторонятся.
Каждая из героинь в итоге получает совсем не то, на что надеялась, и это заставляет задуматься: смогли бы мы сами в подобной ситуации опереться на критическое мышление и чужой горький опыт?
История студентки Лены, которую играет Диана Пожарская, вполне типична для наших реалий и может стать уроком для других незадачливых девушек. Молодость и доверчивость способны сделать изначально неглупого человека жертвой собственных фантазий, выливающихся в жестокий и циничный обман. Уверенность в том, что родительский дом является несокрушимой тихой гаванью, опьянение от первой влюбленности, очарование печальным и патетическим образом не похожего на других чужестранца — все это превращает девушку в пластилин, из которого можно вылепить что угодно. Отчасти Лена бросает вызов родителям, принимая предложение таинственного Руслана и переходя в другую веру под именем Диляра. Но, увы, она не осознает риски, о которых предупреждает ее мать, и когда жизнь перестает выглядеть восточной сказкой, это становится для Диляры ударом.
Случившееся с официанткой Катей Сизовой (Софья Шуткина) выглядит как предупреждение девушкам, лишенным особых амбиций и редко пытающимся изменить свою жизнь без опоры на вдохновляющее чувство. Зато когда на горизонте начинает маячить прекрасный мираж, они идут к нему, не замечая того действительно хорошего, что есть рядом.
Опыт третьей героини — Амины (Феруза Рузиева) — может пригодиться немногим. Девушка осознанно приезжает в Халифат, однако там у нее отбирают сына, чтобы сделать из него «настоящего воина».
Чтобы вырваться на свободу и отплатить за свои разрушенные надежды, три женщины объединяются, невзирая на этнические и социальные различия.
Сериалов и фильмов о темной стороне мусульманства сейчас почти не производится — курс на едва ли не насильственную терпимость не способствует свободе творчества в этом направлении. Однако жизнь зачастую не считается с навязываемыми доктринами, о чем свидетельствуют не прекращающиеся по всему миру войны и теракты. Тем не менее, русские (да и европейские) женщины по-прежнему бегут за своими экзотическими возлюбленными на чужую землю. И «На краю» показывает, с чем они могут там столкнуться.
Неординарность проекта является его несомненным плюсом. Минусом же следует назвать вялость происходящего в России и утрированный накал страстей в «Халифате», невнятность положительных персонажей и гипертрофированность злодеев. Актерская работа через раз радует и разочаровывает. Артисты, играющие представителей старшего поколения, выглядят убедительно — и Евгения Дмитриева в роли матери Лены, и Николай Фоменко, играющий отца, и Наталья Швец, исполнившая роль его любовницы.
А вот главные герои получились какими-то замороженными, их характеры прописаны слабо и почти не развиваются — поэтому они совершенно не вызывают сопереживания. Особенно неубедительно выглядит персонаж Кирилла Дыцевича, вербовщик Руслан. Проблема не только в том, что он мало похож на иранца или турка, но и в манере игры, которая хорошо подходит для роли хладнокровного международного преступника, однако совсем не вписывается в образ якобы страстно влюбленного юноши, которого должна видеть Лена.
Тем не менее, проект вызывает надежду, что попытки говорить на серьезные темы правдивым языком продолжатся. Человеческая память устроена так, что страшные трагедии, вроде теракта в Санкт-Петербурге, со временем сглаживаются в массовом сознании — люди расслабляются и теряют бдительность. А телевидение может сыграть не последнюю роль в том, чтобы привить обществу трезвое восприятие реальности со всеми ее мрачными сторонами.
Людмила Семенова