Posted 11 февраля 2019, 15:06
Published 11 февраля 2019, 15:06
Modified 30 марта, 17:33
Updated 30 марта, 17:33
Личный опыт конструирования российского государства, накопленный Владиславом Сурковым, явно будет востребован при создании актуальной версии официальной отечественной идеологии. Это понятно уже по первой реакции из Кремля на статью «Долгое государство Путина», которую помощник президента, отвечающий ныне за Украину, опубликовал в «Независимой газете».
«Статья сложная, она требует осмысления», — так прокомментировал появление этого текста пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. По его словам, «это такой личный подход, личное мировоззрение» Суркова, который «имеет опыт, который трудно переоценить». Песков также рассказал, что многие уже успели ознакомиться со статьей Суркова, в том числе и он сам. Но главное — с текстом будет ознакомлен и глава государства.
Собственно, на этой фразе Дмитрия Пескова дискуссию о статье президентского помощника можно бы и закрыть. Ведь очевидно, что, несмотря на все сложные аллюзии, включенные или подразумеваемые цитаты и отсылки к разным разделам и теориям политической философии, текст этот написан для одного, отнюдь не самого «подкованного» в этой теме читателя, чей любимый политфилософ, судя по частоте цитирования, — Иван Ильин.
Накануне президентского послания к Федеральному собранию, до оглашения которого остается всего десять дней, бывший главный кремлевский куратор внутренней политики, ныне переброшенный на «украинский фронт», напоминает о себе. Причем при полной поддержке как минимум части кремлевской администрации, начиная, судя по реакции Дмитрия Пескова, с президентской пресс-службы.
Нас, простых смертных, эти псевдозаумные и наукообразные постмодернистские дискурсивные конструкции Суркова не должны занимать. Не для рядовых россиян они писаны и даже не для дипломированных политологов или академических ученых. За туманом слов кроется достаточно простая и ясная концепция новой российской идеологии, которая должна доказать один простой факт: Путин — создатель нового российского государства, которому жить века.
Теперь дело за малым — чтобы эту идеологию утвердил сам «национальный лидер». На президента наседают ближайшее окружение, «политические демиурги» и прочий «обслуживающий персонал», которым хочется видеть во главе России «нормального» авторитарного лидера. Их мечта — чтобы Владимир Путин сам уже, наконец, сказал, что без него страны не будет вовсе. Но инстинкт самосохранения все еще мешает главе государства пойти на поводу у своего окружения и провозгласить собственную гениальность и непогрешимость.
Да, еще во время президентской агиткампании 2018 года все мы убедились, что Путин не помнит за собой ошибок. Все, что сделано от его имени, очевидно «сделано во благо государства», а если что-то пошло не так — то виноват кто угодно, только не президент. Его рейтинг в значительной мере именно поэтому долгое время был, что называется, «тефлоновым», таким, что ни одна проблема к нему не прилипала. Но это не мешало главе российского государства умерять аппетиты своего окружения по части построения полноценного культа личности.
Статья Владислава Суркова, похоже, знаменует собой новый этап этой борьбы — это такая же атака в лоб, как заявление Вячеслава Володина о том, что без Путина нет России. Но это фундированная, научно обоснованная атака, в основание которой положены и западные политические идеи, и «обширный опыт» самого бывшего российского политического демиурга, и разработки отечественных «светил», вроде концепции «Москва — третий Рим» или теории пассионарности Льва Гумилева.
Опять же, на «тефлоновой» защите Владимира Путина в последнее время появилось несколько глубоких царапин. Повышение пенсионного возраста и продолжающееся падение реальных доходов населения сделали свое дело. Надо искать новые пути для повышения популярности, чтобы занять, а впоследствии сохранить свое место в истории.
Выбор сейчас между новым рывком к столетней империи, о котором президент мог бы заявить в своем послании, или же просто упоминанием в учебнике истории в качестве «рядового» лидера, которому довелось править в сложный транзитный период истории новой России, отсчитывающей свою родословную вовсе не от Ивана III, а от распада СССР в 1991 году.
Именно в пакете с этим выбором подают «благодарные подданные» Владимиру Путину заново переупакованную идею его «культа личности». Посмотрим теперь, попадется ли в столь заманчивую ловушку. Если да, то его окружению это позволит и дальше укреплять систему, в которой даже после ухода Путина можно будет годами, до тех пор, пока хватит политического и экономического запаса прочности, править страной от его имени.
Иван Преображенский