Posted 5 февраля 2019, 14:22
Published 5 февраля 2019, 14:22
Modified 30 марта, 17:36
Updated 30 марта, 17:36
Все знали, что рапорт будет победным. Вопреки субъективным ощущениям широких масс, а равно и профессионалов хозяйственного менеджмента, экономическим итогам 2018-го года предстояло стать лучшими за шесть последних лет. Об этом заранее предупреждали лица, близкие к руководящим кругам и даже непосредственно в них входящие — например, министр экономического развития Максим Орешкин.
Но новейший отчет статистического ведомства смутил даже казенных оптимистов. Рост ВВП на 2,3% — это уже чересчур. Особенно на фоне предшествующего пятилетия, за которое российская экономика, если верить многократно переделанным в сторону улучшения подсчетам Росстата, увеличилась всего на полтора процента.
Внезапный прыжок, якобы совершенный в 2018-м, вызвал смущение не только в рядах экспертов, которые, с одной стороны, боятся разгневать начальство, а с другой — не хотят отрекаться от собственных недавних предвидений, в которых рост в 1,8% был верхней планкой. Даже и сам Росстат вопреки обычаю опубликовал дополнительное сообщение, явно призванное успокоить страсти, но на самом деле мало что объясняющее.
Скорее всего, причиной всероссийского хозяйственного рывка было экономическое чудо, случайно обнаруженное несколько недель назад в Ямало-Ненецком АО. В этом весьма богатом, хотя и малонаселенном (0,5 млн жителей) субъекте нашей Федерации объемы строительства в 2018-м вдруг увеличились раза этак в четыре против обычного (на 0,6 трлн руб.) и дали российскому ВВП тот самый приварок, который и увеличил его рост с ранее ожидавшихся 1,8% до 2,3%. Правда, для этого стоимость нового оборудования, установленного на тамошнем заводе, производящем сжиженный газ, пришлось перевести из категории «инвестиции» в категорию «строительство». Но игра стоила свеч. При таких темпах наша держава вот-вот решит поставленную вождем задачу и обгонит Германию по размерам ВВП, вычисленного в паритетах покупательной способности.
То, что это продукт бумажных манипуляций, почти ничего не говорящий о сравнительной мощи двух экономик, значения не имеет. Главное, что отчеты госструктур, которые для нашего начальства являются единственным источником сведений о стране, из плохих или посредственных на глазах становятся хорошими. Государственное статистическое ведомство, только что получившее серию увесистых пинков и обретшее нового начальника, на глазах повышает привлекательность своей продукции, окончательно перестав заботиться о ее связи с действительностью.
В советскую эпоху статистика знала свое дело. Уверяла, что промышленное производство по сравнению с 1913 годом выросло к 1980-м в сотни раз. В разы ей было мало. Нет, в сотни! Рапорты о богатых урожаях тем больше радовали глаз, чем больше зерна закупалось за границей. Дополнительно сообщалось, что СССР хоть и отстает по размерам экономики от США, но несильно — максимум раза в полтора. На одну пятилетку, не больше. Так и мчались, отставая от них всего на корпус, пока Советский Союз не ушел в историю.
И вот сегодня, после перерыва, вернулись к истокам. Власти добились-таки процветания — если не от страны, так от статистических докладов. Теперь они будут знать о России только то, чего хотят сами.
Считаю, что на этой исторической черте надо перечислить несколько вещей, о которых госстатистика и раньше рассказывала мало или неточно, а теперь, видимо, совсем их забудет.
1. Подлинные заработки граждан. Каждый волен определять их на глаз в меру личной осведомленности. А средняя зарплата, о которой Росстат докладывает начальству, во-первых, охватывает далеко не всех, во-вторых, многократно подтасовывается, а в-третьих, рассчитывается по такой формуле, чтобы заведомо завысить результат.
2. Сведения о жизни и даже просто о количестве людей, которые работают в серой зоне. Они не платят или почти не платят казне, но при этом редко пользуются и какими-либо госблагами. Возможно, их доля — процентов сорок. При вычислении ВВП для учета этого сектора вводят какой-то поправочный коэффициент, но этим и ограничиваются. Жизнь десятков миллионов сограждан, которые к востоку от Урала составляют, видимо, большинство, вообще не известна нашей госвласти. Если о них и вспоминают, то только в кабинетных спорах, как бы их изловить и обложить налогами.
3. Данные о пенсионном обеспечении. Кампания по случаю старта пенсионной реформы выявила, что не только парламентские клоуны, но даже и так называемые специалисты очень смутно представляют, какие категории граждан и в каких объемах получают обеспечение. Скажем, доля так называемых досрочников, т. е. имеющих право на более ранее получение страховой пенсии по причине работы на вредных производствах или в отдаленных краях, в точности не известна самим авторам проекта реформы. Предполагают, что их — одна треть, но не ручаются. И эти мало о чем знающие люди заварили гигантскую реформу, меняющую жизнь страны, и собираются ее продолжать.
4. Масштабы и формы бедности в стране. Казенные подсчеты всегда ее преуменьшали. А поскольку решено начать государственную кампанию по «борьбе с бедностью», и о победах в этой «борьбе» все звенья вертикали должны будут слать отчеты наверх, то статистика бедности станет уже чистой фантастикой.
5. Сведения о въезде и выезде из страны. Публикуемые цифры совершенно неправдоподобны. Почитайте — удивитесь.
Список можно продолжить, но хватит и этого.
Наш режим, зацикленный на учете и контроле, вооруживший себя гигантской надзорной машиной и тонущий в океане казенных отчетов, узнать правду о подведомственной стране хочет меньше, чем когда-либо. Занавес опускается.
Сергей Шелин