Posted 7 ноября 2018, 11:10
Published 7 ноября 2018, 11:10
Modified 30 марта, 18:16
Updated 30 марта, 18:16
Они нас штрафуют и сажают за посты в соцсетях, мы их — позорим за неосторожные высказывания с начальственных трибун, тиражируя в тех же соцсетях чиновничьи глупости, цинизм или просто оговорки. Слово за слово, зуб за зуб.
Последний случай с екатеринбургской чиновницей, олимпийской чемпионкой Ольгой Глацких — чистейший образец этого набирающего обороты противостояния. Глава департамента молодежной политики Свердловской области в том числе курировала молодых общественников-добровольцев, мониторящих соцсети, и лично сигнализировала о подозрительных аккаунтах в правоохранительные органы. Может, еще и потому именно она получила «ответку» — откровения экс-спортсменки о том, что «государство вам ничего не должно» и «рожать вас не просило», были оперативно слиты в интернет и разошлись сотнями гневных постов.
И не важно, что решит глава региона по итогам расследования этого инцидента. Народный интернет-суд чиновницу уже приговорил — вон с госслужбы! Парадоксально, но факт: именно за слова, а не за дела сегодня судят строже. И они нас, и мы их. Идет война народная, словесная война.
Искать настоящих экстремистов, внедряться в реальные радикальные подполья или банды трудно и опасно. Проще найти «врагов народа», удобно устроившись у компа и подрядив шерстить соцсети нещепетильных кибердружинников.
Доказывать факты коррупции, мошенничества, превышения полномочий, непрофессионализма людей во власти — тяжело и чревато. Даже просто выходить на митинги все опаснее. Проще ловить на слове политиков-чиновников, среди которых хватает простофиль, прилюдно озвучивающих то, что у вышестоящих на уме, или просто не умеющих адекватно выражать свои мысли. Да и где им было научиться ораторскому искусству в отсутствие честных состязательных выборов и профессионального кадрового отбора?
Проблема в том, что гражданский гнев при таком подходе обрушивается далеко не на самых циничных и вороватых. Брошенная сегодня на растерзание интернет-толпе Ольга Глацких, как ранее еще одна девушка из высшего сословия, саратовская министр труда с ее бесплатным советом питаться дешевыми макарошками, — жертвы имитации народовластия. Когда макарошки дорожают, нужны зрелища для выпуска негативных эмоций — так вот вам, граждане, мелкие чиновники на потраву. Крупных вроде министра труда Топилина с его феерическим высказыванием о «беспрецедентном росте зарплат», или премьер-министра Медведева с легендарным напутствием учителям «хотите денег — идите в бизнес», или группы товарищей, сочинивших пенсионную «реформу» в ее нынешнем изводе никто в отставку не отправит. И даже в соцсетях особо клеймить не даст, тут же натравив на комментаторов штатных троллей и адвокатов, защищающих честь и достоинство.
Главный вопрос текущего момента — надолго ли хватит малоценных чиновников для выпуска пара и не потребует ли народ рано или поздно более внушительных жертвоприношений? Ведь большая часть высказываний по делу свердловской спортсменки-чиновницы направлена не столько в ее адрес, сколько в сторону всего чиновного сословия. По формуле «что у Глацких на языке, то у начальства страны на уме».
Многие комментаторы открыто говорят о том, что люди во власти не просто по недомыслию, а совершенно сознательно и последовательно проводят антисоциальную политику — оптимизируя вплоть до полного исчезновения госбольницы и школы, повышая пенсионный возраст, сокращая расходы по социальным статьям бюджетов всех уровней, одновременно повышая многочисленные налоги и сборы. Что почти каждому из них, от крупного федерального чина до мелкого регионального клерка, по большому счету глубоко наплевать на граждан с их бесконечными апелляциями к государству. Что в глазах этого сословия государевых людей все мы, чего-то от них требующие или просящие, — лишь досадные помехи на пути к власти и личному обогащению. «Биомасса, человеческая слизь / Мы все, я, ты, мой сын и ваша дочка», по определению Сергея Шнурова. А лидер группы «Ленинград», еще недавно чуравшийся большой политики, отлично чувствует нерв общества — недаром его песни так часто становятся народными шлягерами.
Конечно, процесс взросления и избавления от патерналистских привычек всегда мучителен. И в этом смысле всем этим девушкам из высшего сообщества — заявляющим, что государство «вам ничего не должно», что жить на прожиточный минимум даже полезно для здоровья, что пенсии надо и вовсе отменить, как и бесплатные медицину-образование, — можно даже спасибо сказать. За то, что не лапшу на уши вешают, как их более опытные товарищи, а рубят правду-матку в глаза, открывая сущность российского госкапитализма.
Но наблюдать за взрослением общества, идущим параллельно с инфантилизацией власти, как-то даже страшновато. Складывается впечатление, что государство прилагает титанические усилия, чтобы достать своих граждан до печенок. А граждане прилагают не меньшие усилия, чтобы не схватиться за вилы, выплескивая ненависть в соцсетях.
Виктория Волошина