Posted 12 октября 2018, 13:38
Published 12 октября 2018, 13:38
Modified 30 марта, 18:29
Updated 30 марта, 18:29
С точки зрения христианства предоставление украинцам автокефалии, то есть признание Украинской православной церкви (УПЦ) независимой, выглядит виртуальной проблемой. Религиозные верования от этого не изменятся, не поменяются даже обряды. Так что вопрос надо сразу рассматривать только в политической плоскости. Это первое, что важно помнить, комментируя отношения Константинопольского и Московского патриархов, а также поведение украинских священнослужителей, включая и тех, которых в Москве продолжают считать раскольниками.
Второй важный момент — Синод Константинопольской церкви не удовлетворил пока прошение украинского президента Петра Порошенко об издании томоса (церковного постановления) об автокефалии УПЦ. Нет речи и об учреждении на территории Украины какой-то новой, единой церковной православной общности.
Что же в реальности решил Синод Константинопольской церкви, во главе которой стоит вселенский патриарх Варфоломей? Во-первых, была снята анафема (отлучение от церкви) с двух украинских епископов. Это бывший митрополит Киевский Филарет, самопровозгласивший себя патриархом, и глава Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макарий. Их обоих в РПЦ и большинство православных церквей мира до вчерашнего дня считали раскольниками, при этом в Москве, что очевидно, и дальше будут придерживаться того же мнения. Показательно, например, что российские светские государственные СМИ, как бы в пику решению Константинополя, стали прямо называть Филарета и Макария раскольниками прямо в новостях, хотя до этого выступали мягче и просто напоминали лишь об их неканоничности.
Стоит в то же время отметить, что ни Макарий, ни Филарет, если точно следовать тексту решения константинопольского Синода, не признаны ни патриархом, ни митрополитом. У них теперь подвешенный статус. Но с ними, что принципиально важно, можно вступать в евхаристическое общение, совместно молиться, причащаться и, что сейчас самое важное — вести переговоры о создании единой украинской церкви.
Правда, переговоры эти вряд ли будут легкими — оба епископа, особенно Филарет, явно не прочь лично возглавить новую церковь.
Чтобы вести эти дискуссии, а также, очевидно, осуществлять церковную власть над Украиной, Синодом Константинопольского патриархата принято еще одно решение — восстановить «ставропигию Вселенского патриархата в Киеве, одну из его многих ставропигий в Украине, существовавших здесь всегда». Иначе говоря, создать церковную институцию в украинской столице, которая будет подчиняться напрямую Вселенскому патриарху Варфоломею. Фактически, это будет одновременно и его посольство, и управление делами новой церкви, центр ведения переговоров по ее созданию.
Посланцы Константинополя были определены еще ранее — это назначенные экзархами (представителями) Варфоломея на Украине два епископа украинского происхождения, до этого служившие в США и Канаде: епископ Панфильский Даниэль и Эмонтский Иларион.
Ну, а для того, чтобы Москва не мешала процессу создания украинской независимой православной церкви, который, как отмечено в постановлении Синода Константинопольской церкви, еще не завершен, но продолжается, принято решение отменить томос трехсотлетней давности о передачи Украины под омофор московского патриарха.
Константинополь давно заявлял, что это было временное и сомнительное, с точки зрения церковного права, решение, которое было принято вынужденно. В таком же духе выдержано и постановление Синода: «Отменить юридическую силу синодального письма 1686 года, изданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило патриарху Московскому через икономию право рукоположить митрополита Киевского, избранного собором духовенства и мирян его епархии».
Таким образом, подчеркивается, что Москве было передано только право утвердить епископа, которого избирали в Украине, никаких прав по управлению не передавалось, они, по этой версии, были потом самовольно присвоены РПЦ.
Естественно, Москва на все эти решения Константинополя намерена отреагировать очень жестко. Точнее, судя по тому, что главным спикером становится пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, реагировать будет Кремль. Он же продиктует РПЦ все необходимые решения, вплоть до полного разрыва Московского патриархата с Константинопольским или даже объявления Варфоломея еретиком, как того уже требуют горячие головы в России.
Иначе трудно объяснить, почему Песков пообещал защищать православных так же, как русскоязычных, тем самым намекнув сразу и на возможность применения силы, и на то, что перешедшие в новую церковь украинцы, старые киевские раскольники и даже сам Синод Константинопольской церкви, с точки зрения Кремля, теперь православными быть перестали, превратившись в еретиков.
Помимо возможного откола РПЦ от мирового православия по политическим причинам (из-за дележа сфер влияния с Варфоломеем), у принятого Константинополем решения есть и другие вероятные последствия. На Украине дан, таким образом, старт гонке за пост главы новой единой церкви. Претенденты есть как в УПЦ Московского патриархата, так и среди руководителей Киевского патриархата и УАПЦ — и экзархи Варфоломея вряд ли смогут быстро уладить эту проблему.
Еще одна проблема — Белоруссия. После отрыва Украины контроль Москвы над Минском, а Московского патриархата над минским митрополитом резко усилится. Скорее всего, вплоть до публичных скандалов и попыток политических властей двух стран еще жестче влиять на и без того абсолютно зависимую белорусскую православную церковь.
Ну, а в самой России, очевидно, надо ожидать кампанию по поискам внутри РПЦ тайных «автокефалистов» из числа священнослужителей, происходящих с Украины, «агентов Константинополя» и прочих предателей, скорее всего, среди условно «либеральной» части духовенства.
Политическое вмешательство в жизнь православия сейчас настолько сильно со всех сторон, что очевидно — мало не покажется никому. И хуже всего, разумеется, будет рядовым верующим, особенно на Украине, после того, как вслед за дележом постов начнется неизбежный этап перераспределения монастырей и храмов. Со всеми теми эксцессами, которые неизбежны, когда религиозные фанатики становятся оружием в руках политических циников.
Иван Преображенский