Posted 19 сентября 2018, 14:50

Published 19 сентября 2018, 14:50

Modified 30 марта, 18:42

Updated 30 марта, 18:42

Владивосток — повторение Солсбери

19 сентября 2018, 14:50
Сергей Лесков
Кажется, Кремль решил, что противоядием от гражданской апатии станет честный подсчет голосов на нечестных выборах.

«Чертовски не хватает честных людей», — говорил Ленин. Если бы вождь пролетариата на машине времени, как у его собеседника Герберта Уэллса, перенесся в наше время, он бы от своих слов открестился. Впечатление такое, что честных людей не осталось вовсе. Чертовски весело живем: допинг и яды, шпионы и коммерсы, геи и дуэли, «Бук» и указы. Карусель!

В довершение — крещендо, выборы на Дальнем Востоке. Владивосток и Хабаровск —повторение Солсбери. Кто кого отравил, когда, чем и зачем — каждый валит на другого. Вранье стало нормой, правда отмерла и неприлична. Видимость важнее реальности. Выгода — главный критерий решений. Интерпретация и калькуляция формируют продукт, который навязывается обществу, окончательно потерявшему право на независимое суждение. Границы допустимого вранья размыты, потому что вранья, как такового, больше не существует. Вернее, не существует правды, это понятие нерационально и обременительно.

Центризбирком предложил отменить скандальный результат выборов в Приморье. Конечно, это делает честь комиссии и ее председателю Элле Памфиловой. Но не окажется ли в итоге ЦИК «белой вороной»? Среда, где приняты другие законы бытия, выдавливает принципиальных носителей правды. Или избирком получил от Кремля права Священной Конгрегации доктрины веры и может не оглядываться на заведенные порядки? Будущее покажет.

Приморье — исключительный по важности для власти регион. Принята национальная программа по его развитию. Отдельный министр по развитию Дальнего Востока назначен. Проводятся представительные экономические форумы. В регион идут большие деньги, готовятся новые крупные проекты. Чтобы все эти прожекты не ухнули в черную дыру, необходим консенсус. Губернатор должен быть выбран легитимно, должен пользоваться доверием Кремля, местных элит, населения. Кроме того, Приморье — это особые вольные нравы. Поэтому не думаю, что казус с отменой выборов будет распространен на прочие регионы.

Выборную систему в России невозможно назвать демократичной. У власти имеется миллион способов не допустить до выборов опасных кандидатов. Могучий, как ковш экскаватора, административный ресурс способен отправить на свалку любого оппонента даже от системной оппозиции. Но в любом механизме случаются сбои. Похоже, ЦИК получил от Кремля томос на наведение порядка только при подсчете голосов. Можете творить что угодно, но урна — это святилище.

Иначе неизбежен вопрос: зачем ходить на выборы, если чиновники, как игроки в пинг-понг, перебрасывают бюллетени? Они ведь не чужих кандидатов обманывают, а народ, который по Конституции является носителем власти и выразителем суверенитета. Сунь Цзы говорил: «Путь войны — обман». Но с кем воюют в избирательных комиссиях?

Игнорирование выборов, а тенденция к этому в России, судя по социологическим опросам, все сильнее, для власти чрезвычайна опасна. В 1950-х годах американский политолог Джордж Кеннан писал, что главная слабость советской системы — политическая апатия и безразличие к государственной идеологии. После короткой вспышки политической активности во время Перестройки граждане вновь погрузились в апатию. Кессонная болезнь по Кеннану. Кажется, Кремль решил, что противоядием станет честный подсчет голосов на нечестных выборах.

Почему общество не настаивает на честных выборах? В России после всех демократических и рыночных преобразований так и не сформировался новый класс собственников. Доля мелкого и среднего бизнеса в ВВП меньше, чем у сталинских артелей и кооперативов. Только собственники способны на выражение политических интересов, отличных от интересов государственного капитализма, силовиков и бюрократии. Только собственникам нужен независимый суд, честные выборы, разделение властей. А в рыночной России набухают ряды чиновников, силовиков, бюджетников. Это армия чеховских Фирсов, которые относятся к свободе, как к несчастью. В итоге, по замерам социологов, степень отторжения общества и власти выше, чем в советские времена, когда партия находила механизмы, чтобы осадить зарвавшихся начальников.

У каждой эпохи есть свой лозунг. Бродский писал, что жестокость — единственное ноу-хау, созданное Россией. В нынешние времена этот тезис можно скорректировать: вранье — наш фирменный бренд. Власть прижала к ногтю оппонентов и стала несменяемой и неподсудной. Опасное состояние. Если, как мантру, повторяешь заговоры о скором благоденствии и росте ВВП, нельзя взять верный экономический курс. Если в друзьях ходят маргиналы и отщепенцы, а лидеры и творцы, которые формирует будущее, сторонятся тебя и опасаются входить в соприкосновение, выбрать верные политические ориентиры тоже невозможно,

Впрочем, в эпоху постправды ценность объективной информации снижается во всем мире. В том числе у наших партнеров-оппонентов. Солсбери и Сирия, выборы в США и события в Восточной Европе дают множество оснований для недоверия к действиям и интерпретациям западных партнеров. Сегодня каждый формирует такую картину мира, которая комфортна. Прежде всего, ему самому, а реакция других второстепенна.

Врут все. Но количество вранья должно коррелировать с возможностями страны. Умеющий ходить не оставляет следов, говорит Лао Цзы. Мы оставляем слишком много следов, затоптали все окрест. Мы недостаточно сильны, чтобы переварить такое количество вранья, которое продуцируем последнее время. Может сбыться страшный прогноз Зинаиды Гиппиус: «И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, народ, не понимающий святынь».

Экономический подъем невозможен без экономической активности граждан. Но 80 процентов предпринимателей в России хотели продать свой бизнес, ибо не видят перспективы. А ведь бизнесмен — генетически неисправимый оптимист. Основатель «Алибабы» и самый главный китайский миллиардер Джек Ма, которого мы приглашаем на все наши форумы, в том числе и на недавний Восточный экономический, говорит: «Вчера было плохо. Сегодня очень тяжело. Но завтра все будет прекрасно». Кто из русских бизнесменов подпишется под формулой Джека Ма? Потому что знает, что прекрасно будет у силовиков, которые отожмут твой бизнес.

Кстати, Джек Ма во Владивостоке подписал соглашение о создании крупнейшей в России компании онлайн-торговли. Разница в том, что в Китае Джек Ма начинал с нуля и выжил. А в России, чтобы работать, надо приходить уже готовым миллиардером. Сегодня бизнес у нас может расти только в том случае, если удалось договориться с властью.

Точно так же честные выборы в России возможны только в том случае, если их разрешил Кремль.

Сергей Лесков

Подпишитесь