Posted 23 августа 2018, 12:39
Published 23 августа 2018, 12:39
Modified 30 марта, 18:56
Updated 30 марта, 18:56
Случилось так, что в тот день, когда украинские и российские СМИ бурно обсуждали анонс министра инфраструктуры Владимира Омеляна о новых ограничениях в сообщении с Россией — отмене всех пассажирских поездов — моей подруге срочно понадобилось выехать из Киева в Москву. Она позвонила мне в растерянности: билетов нет на ближайшие дни — не только плацкартных, но и купейных. Все продано. Полагая, что антироссийская пропаганда дает свои результаты и покупка билета все же не проблема, я решила попробовать купить ей проездной документ через Интернет. Но какового же было мое удивление, когда высветилась информация, что на ближайшие десять дней билетов нет и в «онлайне» — не только на прямые киевские поезда, но и на львовский. То есть даже и вуйки, исторически недолюбливающие «москалей» (правда, далеко не все), решили в эти августовские дни гуртом выехать в ненавистную «Рассею». Впрочем, это объяснимо — Россия на втором месте после Польши в рейтинге украинских гастарбайтеров.
Между тем, не успели еще граждане переварить эту новость, как министр анонсировал еще одну — заодно с пассажирским следует прикрыть и автобусное сообщение, добавив при этом: «Если мы воюем, то нечего туда ездить… Нравится это кому-то или нет, действия государства должны быть жесткими и адекватными». Свое решение наказать Россию министр объяснил плохим ее поведением в Азовском море после введения в строй Керченского моста, а также — на Донбассе.
Что же собирается отменять Владимир Омелян, взбудоражив своими планами миллионы украинцев, работающих в России? Как оказалось, железнодорожная компания «Укрзалізниця» имеет восемь поездов, курсирующих в Россию. Это — Киев-Москва, Харьков-Москва, Одесса-Москва, Киев-Харьков-Санкт-Петербург, Хмельницкий-Москва, Николаев-Москва, Львов-Москва и Кривой Рог-Москва. Вот эти «рейсы» и предполагается отменить. Однако изучение расписания поездов, проходящих через Украину в Москву, выявило несколько транзитных международных, которыми вполне могут воспользоваться ослушавшиеся «маленькі українці» (копирайт у бывшего президента Виктора Ющенко). Это поезда Молдавской железной дороги — два из Кишинева в Москву и один в Санкт-Петербург. Есть еще и поезд Российской железной дороги — Москва-Кишинев. А зимой транзитом через Россию на Украину идет азербайджанский поезд Баку-Харьков-Киев. Ясно, что была бы воля украинских «патриотов», они ввели бы «санкции» и против этих «предателей». Однако кишка, как говорится, тонка. Поэтому вполне вероятно, что придется «маленьким українцям» добираться на работу в Россию не через дверь, так через форточку. Разве что найдется еще какой-то умник в «революционном» правительстве и догадается запретить остановки на украинской территории этих международных поездов. Для чистоты, так сказать, эксперимента.
Однако есть еще один вариант (как и в случае с отменой авиасообщения) — ехать через Белоруссию. То есть ехать поездом до Гомеля и оттуда с пересадкой — до Москвы. Но это удобно (в складывающейся ситуации) только для жителей центральных и северных районов, хотя время поездки значительно увеличивается. Так что в выигрыше от запретительных решений на Украине, как и в случае с отменой авиасообщения, опять окажется бацька Лукашенко и белорусская экономика. Билеты на поезда Киев-Гомель и Гомель-Москва вполне могут стать дефицитными. Дальновидные уже сейчас присматриваются к такому маршруту. Южанам же, конечно, сподручнее воспользоваться молдавскими поездами.
Впрочем, как минимум до 28 августа с. г. граждане могут спать спокойно — сам министр Омелян сообщил, что до этой даты будет в отьезде в отпуске. Однако перед ним он успел подать в кабмин свое предложение об отмене пассажирского сообщения с Россией. Речь в нем идет, кстати, не только о поездах, но и об автобусных поездках, которые намного дешевле, и ими пользуются тысячи граждан, включая жителей западных областей. «Сегодня я подписал один исторический документ, — бахвалился Омелян перед прессой. — Теперь в Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена». То есть, похоже, инициатива уже априори одобрена, еще до окончательного постановления кабмина, и затем — Совета национальной безопасности и обороны.
Два слова об обещании Омеляна «теперь в Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена». Вряд ли сейчас кто-то даже и на Западе удивляется, что украинское официальное лицо в возрасте 39 лет несет подобный бред. Хотя старшие панове вполне могли бы подсказать, что в «старые добрые времена», когда он еще и не родился, а также когда прожил 12 лет до новых, более «добрых», из Киева в Москву и наоборот поезда ходили каждый час, а самолеты летали по десятку в день.
Впрочем, чего ожидать от человека, который, судя по официальной биографии, выложенной на сайте Кабмина Украины, ничем особым в деле себя не проявил, кроме перманентных выбросов в общество потока ненависти в адрес России. Судя по тому, в какой ситуации сейчас пребывает страна, если ты мечтаешь «сжечь Кремль и Москву», то сегодня этого достаточно, чтобы работать в различных министерствах, включая МИД (начинал здесь как «специалист второй категории отдела НАТО») сразу после бакалавриата. (Точная цитата со страницы фейсбука Омеляна: «Кремль и Москву невозможно изменить или перевоспитать — только сжечь».) Подобными животными «извержениями» в социальной сети и на пресс-конференциях усеян весь путь министра.
Лучшим примером оценки его профессионализма может служить рассказ в западных СМИ призванного украинским правительством на должность главы «Укрзалізниці» поляка Войцеха Бальчуна. Про то, как Омелян запускал грузовой поезд из Украины в Иран через Грузию и Азербайджан, расписывая, как персы будут расхватывать украинские овощи. Но этому чуду помешал глава «Укрзалізниці», объявив его некомпетентными бреднями, «поездом в никуда», так как запустить его фактически невозможно. Как объяснил Бальчун, поезд смог бы доехать только до города Астары в Азербайджане, потому что дальше попросту заканчиваются рельсы. Публичный позор Омеляна закончился уходом варяга Бальчуна и его досрочным отбытием на родину. Вернувшись в Польшу, Бальчун заявил в интервью местным СМИ: «С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке в Украину, могу сказать, что наибольший успех заключается в том, что я выжил и вернулся». Реформы железнодорожного транспорта, по его словам, проводить ему никто так и не дал. (Аналогично почти со всеми правительственными «гастарбайтерами» из Грузии и Прибалтики в других сферах управления.)
Кстати, как отметил на днях в эфире телеканала «112 Україна» эксперт Центра транспортных стратегий Андрей Исаев, «из-за неэффективной работы „Укрзалізниці“ бизнес уже потерял только за полгода около трех миллиардов гривен и потеряет еще три». Но это, похоже, волнует только бизнес. А министр вовсю занят идеологическим обеспечением запрета пассажирских перевозок в Россию.
В своих многочисленных рекламных выступлениях Омелян то и дело уточняет, что, мол, такими мерами — запретом поездов — правительство обезопасит украинцев, которые все еще на свой риск едут в Россию. Заботливый, однако, чиновник оказался. Да только, судя по реакции в Сети, не все готовы оценить министерский стресс из-за неразумных соотечественников. Украинские пользователи историю с отменой пассажирских поездов уже саркастически окрестили «полным Омеляном». На его странице в Фейсбуке ему дают ценные советы. Вот, в частности, что пишет Витько Гнатюк со Львова: «Владимир, народ Украины и я просим вас запаковать свои вещи, всю свою семью, детей американцев, премьер-министра, президента, весь парламент, всех спикеров (…) посадите всех в хайперлуп (пневматический высокоскоростной поезд. — А.Я.) и валите на все четыре стороны. Вы приносите нам только неприятности, войну, зло и бедность, сеете раздоры и ненависть, крадете у нас последнее. Валите, потому что завтра уже может быть поздно!»
Крайнее раздражение людей можно понять — ведь у этой истории есть и другая сторона: народ в связи с министерскими инициативами разглядел в Сети под лупу некоторые аспекты личной жизни Омеляна. Не повезло, пишут, министру с рождением двоих детей в США (что по законам этой страны делает их автоматически американскими гражданами). На упреки в двойной морали «патриота» Омелян оправдывается: мол, вовсе не планировали вторые роды жены в США (первые, выходит, просчитали), все вышло чисто случайно. Жена поехала в Нью-Йорк по делам, будучи беременной, приболела, а местный врач запретил возвращаться на Украину до родов. В общем, шутят украинцы, «шел, упал, очнулся, Америка».
К расследованию личной чистоплотности члена правительства подключились и некоторые украинские журналисты. Оказалось, что отменяя «заробитчанские» поезда в Россию для граждан, планируя «сжечь Москву и Кремль», сам министр, однако, вовсе не против, что дизайнерская одежда его супруги Светланы Бевзы продается в крупном интернет-магазине Farfetch и на территории России. Хотя Омелян и обвиняет журналиста, выложившего разговор с московским продавцом, в фейке. Нет, не фейк, я уже договорилась с ними о «покупке» черного пиджака «Body» от Bevza за 29 822 рубля. В коллекции — пальто, платья, топы. (Замечу, все это довольно тоскливо, если не бездарно, зато дорого.) При этом демонстрирует их сама автор — в пол-лица. Получается, что миллионам украинцев зарабатывать в России министр запрещает, говорит, что это опасно для их жизни, а жене продавать сюда «рубахи» можно. Это, разумеется, не опасно. Это прибыльно. Не отсюда ли такое болезненное раздвоение личности у «западенского» вуйка?
Алла Ярошинская