Posted 6 июля 2018, 16:07

Published 6 июля 2018, 16:07

Modified 30 марта, 19:22

Updated 30 марта, 19:22

Две загадки выросшего НДС

6 июля 2018, 16:07
Сергей Шелин
Увеличение налога на добавленную стоимость, которое усилит инфляцию и ослабит производство, — типичный продукт путиномики. Решения в ней случайны, но всегда имеют выгодополучателей.

Рост НДС с 18% до 20% не вызвал, в отличие от пенсионных нововведений, ни особых споров, ни падения рейтингов руководящих лиц. Госдума запросто утвердила проект в первом чтении, и каких-либо сбоев в дальнейшем его прохождении через инстанции никто не ждет.

Между тем, неприятности этот повышенный налог начнет причинять людям гораздо быстрее, чем пенсионная реформа, предполагаемое внедрение которой все-таки займет много лет, и круг пострадавших будет поэтому расширяться лишь мало-помалу.

А вот новый НДС ударит скоро (с 1 января 2019-го) и по всем. Власти вовсе не скрывают, что предстоящий год видится им как экономически тяжелый, посвященный преодолению проблем, созданных этим новым налогом.

Индекс потребительских цен предположительно увеличится с 2,5% в прошлом году до 4—4,5% в 2019-м. В борьбе с инфляцией Центробанк, вероятно, перестанет снижать процентную ставку, и кредиты поэтому останутся достаточно дорогими. Рост ВВП, как полагают в Минэкономразвития, снизится до 1,4%. Реальные располагаемые доходы населения будут топтаться на месте, а реальные зарплаты хоть и увеличатся, но несильно.

Таковы прикидки, которые могут оказаться даже слишком оптимистичными. И эта новация сваливается на головы именно тогда, когда, по меркам путиномики, дела в российском хозяйстве идут сносно. Рост ВВП в первом полугодии 2018-го (считая год к году), вполне возможно, достигнет 2%. Бюджет сводится с профицитом, т. е. нехватки денег нет. Реальные располагаемые денежные доходы в январе—мае оказались на 2% выше, чем год назад, а реальные зарплаты — аж на 9%.

Разумеется, главной причиной этого скачка благосостояния было предвыборное увеличение зарплат бюджетников. Но и в частном секторе заработки тоже росли, пусть и не так заметно.

Не просматривалось никаких объективных причин, чтобы взять и начать раскачивать экономическую лодку.

Зачем начальству вдруг понадобились эти добавочные 600 с лишним млрд руб. ежегодно?

Иногда говорят, что часть добытых денег пойдет на увеличение пенсий, чтобы сдобрить старт великой реформы.

Но главным направлением трат, насколько можно понять, станет выполнение «майского указа», в котором велено найти добавочные средства на образование, дороги, медицину и прочие выгодные народу вещи. То есть средства, изъятые у рядовых людей (ведь бизнес переложит основную часть убытков от нового НДС именно на них, увеличив цены на товары), будут потом казенной рукой возвращены гражданам в виде наших самых дорогих в мире дорог и учебных заведений, проваренных в чистках как соль Рособрнадзором.

Эффективность государственных инвестиций у нас очень низка. Но дареному коню в зубы не смотрят, даже если он приобретен на изъятые у вас деньги.

Финансирование предписаний «майского указа» требует, по предварительным расчетам, добавочных 8 трлн руб. за шестилетку. Повышенный НДС может дать за эти же годы, как ожидают, 3,5—4 трлн руб., т. е. примерно половину этой суммы. Остальное изыщут другими способами — видимо, похожими на этот. Ведь перебрасывать хоть сколько-то расходов с силового блока на социальный никто и не думает.

Смысл экономически вредного мероприятия поэтому прозрачен: безотлагательно выполнить высочайший приказ, каким бы затратным он ни был, но не трогая при этом прочие расходы, находящиеся под высочайшим же покровительством.

Однако остаются два вопроса. Почему закон о росте НДС продвигается почти синхронно с проектом увеличения пенсионного возраста, хотя связи между ними вроде бы нет? И почему бизнес, который не прямо, так косвенно (через уменьшение продаж, например) пострадает все-таки от роста НДС, почти не брюзжал даже и в разрешенных у нас рамках?

На первый вопрос ответить легко. Вышеупомянутая синхронность — память о том, что первоначально они и в самом деле были в одной связке.

«Наши советы не были услышаны. Мы предлагали налоговый маневр… Мы предлагали снизить страховые взносы до 22%. И только ради того, чтобы компенсировать эти потери, повысить НДС. Мы хотели сократить налоговое давление на фонд заработной платы, чтобы обелить экономику, сделать ее более конкурентоспособной… К сожалению, половина нашего предложения прошла, остальное потерялось в пути… Я не очень понимаю, зачем коллеги в условиях низкого экономического роста увеличивают налоговую нагрузку. На мой взгляд, это не очень хорошее решение».

Владимир Назаров, один из идеологов Минфина, которого бичуют как автора пенсионной реформы, пытается объяснить, что она была задумана иначе и включала, помимо прочего, увеличение НДС в обмен на резкое снижение страховых взносов (пенсионных и прочих) с нынешних 30% до 22% от фонда зарплаты.

Не разбирая очевидные минусы этого маневра для рядовых граждан и не оценивая реалистичность надежд на обеление экономики, возлагавшихся на него госфинансистами, согласимся, что в этом варианте была хоть какая-то логика.

Но, как у нас и заведено, из него вырвали то, что срочно понадобилось начальству, отбросив все прочее. А проектанту остается только сокрушаться по поводу несвоевременного роста налоговой нагрузки, лояльно защищая при этом «пенсионную реформу», превращенную в пародию на то, что он придумал. Такова уж судьба наших сислибов. Добровольно отвечать за путиномику, не соглашаясь на словах с ее базовыми закономерностями.

Теперь о второй загадке нового НДС — о молчании бизнесменов. Не разбирая по пунктам, скажу, что дело не в одном конформизме. Многие из них станут или надеются стать выгодополучателями этого мероприятия.

Ведь налог на добавленную стоимость падает не на все товары и услуги. К тому же многие товары (например, обиходные продукты питания) облагаются по льготной десятипроцентной ставке. Если знаешь, чего хочешь, то налоговые новации вполне можно повернуть в свою пользу — тем более в суматохе, в которой они внедряются.

Один пример. Минсельхоз уже предлагает отменить льготную ставку на продукты, содержащие заменители молочного жира (речь явно о пальмовом масле) и обложить по полной программе.

Получается изящная такая четырехходовка. Сначала налагают эмбарго на импорт доброкачественных и конкурентоспособных молочных продуктов из Европы. Потом, в качестве утешения, организуют ввоз суррогатов из дальних краев. Теперь, спасая народ от этих суррогатов, хотят снять с них, в отличие от прочей еды, льготу по НДС. И, наконец, готовятся повысить стандартный, нельготный НДС, чтобы окончательно сделать эти ввозные продукты неконкурентными и освободить рынок для сомнительных изделий наших домашних лоббистов. Кому война, а кому мать родна, как говорили когда-то по другому поводу.

Кто сказал, что наша экономическая система не работает? Работает, лязгая всеми своими шестеренками. Добавочные деньги потекут в казну. Выгодополучатели станут богаче. Новые казенные нацпроекты получат финансирование. А широкая публика, не привыкшая у нас почему-то вникать в тонкости налогообложения, оплатит эту благодать из своего кармана.

Сергей Шелин

Подпишитесь