Posted 20 июня 2018, 21:10

Published 20 июня 2018, 21:10

Modified 30 марта, 19:31

Updated 30 марта, 19:31

По женскому счету

20 июня 2018, 21:10
Виктория Волошина
Резкое повышение пенсионного возраста в корне изменит уклад в семье, формировавшийся десятилетиями.

Главными героями — точнее, героинями — законопроекта о повышении пенсионного возраста стали, конечно, женщины. Это им (нам) предлагают поработать на восемь лет дольше, потому как мужчины в стране умирают рано, а мы что-то совсем зажились, безбожно обирая госказну после выхода на пенсию.

Женщины в 55 лет еще рожают детей, горячо поддержал инициативу главный по инновациям Герман Греф, так отчего же им не поработать подольше. Действительно, рожают, но все же пока в порядке исключения и чаще в тех странах, где медицина не так «оптимизирована». Подавляющее большинство российских женщин в этом возрасте становятся молодыми бабушками, а не старыми мамами. И, в отличие от европейских пенсионерок, тратят свое время и деньги не на путешествия и хобби, а на внуков и огород.

Не думаю, кстати, что от излишнего чадолюбия или потому, что не любят хорошие курорты. Просто размер их пенсий не позволяет путешествовать дальше чем на дачу, а размер доходов их детей (средняя зарплата в стране — 36 тысяч рублей) не рассчитан на услуги нянь. Ну, бедная у нас пока страна, очень и очень бедная.

Из этой бедности выросли и те самые национальные традиции, о которых еще недавно нам напоминали из каждого утюга, тогда как сейчас, в пенсионном вопросе, чаще кивают на западные практики. Так долгое время была устроена жизнь в стране, что чуть ли не единственной альтернативой казенному детскому саду была именно она — бабушка 55+. Она же, как правило, тащила на себе и дряхлеющих родителей — своих и мужниных. Она же содержала огород, стояла в бесконечных очередях, готовила из того, что удалось добыть. Она же, когда муж умирал, а внуки подрастали, подрабатывала гардеробщицей или уборщицей, чтобы «помочь детям».

Пенсия в СССР была не столько заслуженным «отдыхом», сколько возможностью работать не на государство, а на своих родных, и не «от звонка до звонка», а по свободному графику. Практически свобода, если вспомнить, что не трудиться в стране было нельзя, за тунеядство могли и посадить.

Собственно, на большей части страны это и сегодня так, исключая статью за тунеядство. На пенсии наши женщины не отдыхают, а просто переключаются с одной работы на другую. По большей части становятся бесплатными помощницами по хозяйству у собственных детей или сиделками при немощных родителях.

Даже в богатой столице система социальной помощи рассчитана по большей части на матерей-одиночек и одиноких стариков, остальные справляются как могут. У кого-то хватает доходов нанять нянь-домработниц-сиделок, но большинство надеются на помощь бодрых матерей-пенсионерок, чтобы не уходить с работы самим. Фактически эти женщины 55+, получая жалкие 10-15 тысяч пенсионных, несут огромную социальную нагрузку, за которую государство дополнительно не платит им ни копейки. Если им придется работать на восемь лет дольше, кто возьмет на себя эти функции? Уж точно не государство, которое сегодня пытается за их счет закрыть дыру в неэффективной пенсионной системе.

И вовсе не надо быть ясновидящими, чтобы предположить последствия слома такого уклада. По сути, авторы «реформы» нанесут удар не только по пенсионерам, но и по еще не рожденным детям. Не имея другой социальной поддержки, кроме «бабушкиной», молодые люди вынуждены будут до последнего откладывать рождение детей, а за это время могут или вовсе передумать рожать, или уехать размножаться в более подходящих условиях.

И это еще в том лучшем случае, если женщины за 55 смогут найти достойную работу. Иначе государство просто получит еще большее обнищание семей с детьми, потому что им придется содержать еще и безработную «бабушку». Которая потеряет не только 10-15 тысяч пенсии ежемесячно, но также дополнительные льготы — бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, налогам и т. д.

Поразительно во всей этой картине молчание РПЦ. Еще вчера попы призывали женщин вернуться к очагу и рожать побольше детей, твердили о «духовных скрепах», одной из которых как раз и является совместное ведение хозяйства и взаимовыручка старого и молодого поколений, а сегодня почему-то никак не высказываются по поводу правительственных инициатив. Впрочем, думаю, процесс осмысления идет, и вскоре мы услышим какие-то новые патриаршие рекомендации вроде филиппик «не в деньгах счастье» или «русские женщины через день после родов уже в поле пахали и ничего».

В государственных пропагандистских СМИ после резкой реакции граждан на пенсионные новации первые философские заметки на эту тему уже появились. Вот, например, автор одной из них пишет: «Для многих жизнь — это бездумный забег между выходом из иждивенчества в родной семье до государственного иждивенчества — пенсии. Еще детьми, подростками многие начинают мечтать о пенсии как о времени, когда удастся пожить для себя, а именно: вернуться в детство и проводить время по принципу удовольствия, когда все есть, но ничего делать не надо».

Еще одна цитата оттуда же: «Кому же выгодно повышение пенсионного возраста? Всем нам! Пенсионное новшество, растянутое на 15 лет, сейчас прежде всего коснется здоровых, не обремененных большим количеством детей людей преимущественно интеллектуального „невредного“ труда, живущих в благоприятных климатических условиях, которым на настоящий момент нет еще 50. То есть это вполне молодые люди! Откуда такая паника?»

В какой прекрасной России, где на пенсии «проводят время по принципу удовольствия», живет автор этого текста, не знаю, но если предположить, что и сочинители пенсионной «реформы» примерно так представляют себе жизнь российских пенсионеров, плохо наше дело. Прямо так и тянет в панику впасть.

А рожают женщины сегодня иногда и после 80-ти. Есть такие единичные случаи. Так что лиха беда начало.

Виктория Волошина

Подпишитесь