Posted 29 марта 2018, 17:23
Published 29 марта 2018, 17:23
Modified 30 марта, 20:17
Updated 30 марта, 20:17
У многих сегодня исчез прежний «свой круг». Те, кто раньше любил Бродского, был европейцем и либералом, все чаще вырождаются в такое, что, как Бродский писал, «я с ними рядом срать не сяду». Как это могло случиться?
Недавно ко мне на съемки на телеканале «Совершенно секретно» приходил немолодой еврей N. Упоминаю про национальность, потому что N. — еврей почти профессиональный: в свое время он возглавлял в России крупную еврейскую организацию. N. образован, умен, саркастичен, руководит аналитическим центром (из тех, что называются «Институт проблем…» — далее добавить по вкусу) и претендует на близость к власти. Незаменимый комментатор всех событий, настоящий спаситель ток-шоу, когда других гостей нет.
Вот N. и позвали — прокомментировать состояние современной России, с ее противостоянием всему миру сразу, с бряцанием ядерным оружием (чего не было в СССР), с монолитным единством и экономической стагнацией (а вот это в СССР было), с поиском врагов, растущей злобой, пропагандистским захлебом…
N. всегда славился умением укусить власть так, чтобы одновременно подлизнуть, — ценный талант. В льстивый сарказм он умело облекал и дельные мысли, и обрывки той информации, которую по своим каналам получал. В общем, я встречу с N. предвкушал. Особенно с учетом того, что его национальная историческая память, как мне казалось, должна включать сигнал тревоги каждый раз, когда тот или иной политик начинал вещать о врагах и о необходимости единства нации… Ведь 6 миллионов евреев легли во рвы, улетели пеплом в трубу вследствие именно таких идей!
«Скажите, — спросил я N., когда включилась камера, — а как вам недавнее заявление, что Россия может применить ядерное оружие, даже если весь мир погибнет, потому что „нам мир без России не нужен“?»
N. ответил так, что я подпрыгнул. Он сказал, что целиком согласен с заявлением русского императора. («Кого, простите?!» — «Императора, императора! Путин — это наш император. Он император третьей русской империи. Первая была при Николае, вторая при Сталине, третья при Путине, и слава богу!») И что если мир не понимает и не принимает нашей империи, то тем хуже для мира. И что если от удара нашим оружием он прекратит существовать, то это будет вполне заслуженно.
Я вообще-то тертый телевизионный калач, и на своих программах много чего слышал. Жириновский в 1999-м предлагал, например, закидать Чечню «маленькими ядерными бомбочками». Но то Жириновский — народный артист, высоко (во всех смыслах) ценящий свое политическое фиглярство!..
А тут была бесплатная вдохновенная песнь. Мои очки полезли даже не на лоб, а на затылок. Я видел перед собой раскрасневшегося от восторга старого еврея, поющего осанну Третьему Рейху, повторяющего в упоении: «Russland, Russland über alles!» («Россия, Россия превыше всего!») А перед тем поклонившегося Николаю, державшему евреев в черте оседлости, и Сталину, расстрелявшему Еврейский антифашистский комитет…
Я, в общем, и раньше со скепсисом относился к так называемой «исторической памяти». То есть она действует, но до поры, пока на человека не начинают влиять силы помощнее. И Россия, которая вечно ходит по кругу, тому подтверждение. Но все-таки, повторяю, N. был евреем. Я не верил своим глазам и ушам.
С трудом (меня начинало трясти) я выдавил из себя, что сказанное N., вообще-то, — это хамство по отношению к миру.
«Да, а мы — хамы! — с восторженной радостью отозвался N. — И пусть мир зарубит себе на носу, что мы — хамы! И пусть все эти мальчики со скрипочками… (ну, он, кажется, сказал не про мальчиков со скрипочками, а вообще про умничков-ботанов в очках, ученых задохликов — имелось в виду именно это) помнят, что могут получить от дворовой шпаны по морде!»
Я поймал себя на желании подняться и немедленно N. в морду дать. Не потому, что сам когда-то был ботаником в очечках, которого гоняла дворовая шпана, — а потому, что N. тоже был когда-то таким же, а теперь перешел на сторону шпаны. Удерживало, что поддаться означало самому превратиться в шпану.
Когда-то я удивлялся истории сталинского прокурора Вышинского — идеалистического меньшевика, впоследствии отправившего на казнь всех своих. Но сейчас таких Вышинских-лайт — десятки только среди моих знакомых. Да, кто-то перековался из Павлов в Савлы за деньги, кто-то за популярность, но многие с абсолютно искренним восторгом топчут то, чему еще в начале 2000-х поклонялись. Они не за страх, а за совесть гордятся тем, чего следовало стыдиться, и стыдятся того, чем следует гордиться.
Но после встречи с N. я вдруг увидел, на каком горючем работает двигатель этого процесса. Душевное падение человека сопровождается высвобождением энергии — вот, если кратко, в чем дело. Это подъем наверх энергозатратен. Учеба, образование, постижение сложности мира, вообще самоусложнение — энергозатратны.
Саморазрушение, расцивилизовывание, скатывание к первобытным «крови и почве», когда мир плоск и прост, потому что делится лишь на своих и чужих, — вот это все идет с огромным высвобождением энергии. Так проходит в химии экзотермическая реакция. Так шпана, приплясывая, бьет окна в доме, торжествуя над теми, кто сумел построить дом.
Чтобы усложниться, цивилизоваться, стать умнее и сложнее (и принять чужую инаковость и сложность), нужен мощный внутренний источник энергии. Например, молодость, юные амбиции, чужой пример, восторг познания. А чтобы набить морду очкарику-соседу, да еще всей стаей, не нужно никакой личной энергии, потому что энергию дает стая. И ведь так кайфово, пацаны, соседу башку его скрипкой проломить. Моцарт, мля, гы!
Собственно, кайф от расчеловечивания, от сбивания в стаю и от уничтожения всего, что инаково, — и есть главная прелесть, прельщение, привлекательность того «вечного фашизма», о котором писал в конце 1990-х в своем знаменитом эссе Умберто Эко. Варианты могут быть разные, но суть одна: отказ от индивидуального, уникального и сложного в пользу коллективного, единого и простого.
У сегодняшних страстных патриотов той России, которая превыше всех и всего, были, вероятно, разные пути, которыми они пришли к нынешнему состоянию. Кого-то съела власть. Кого-то — деньги. Кто-то мечтал себя реализовать, но не смог, а на вторую попытку не нашлось сил (кажется, это вариант N.) Кто-то изначально не верил в свои силы. Но в компенсацию все получили величие стаи, ненависть к врагам, восторг общности, силу оружия, любовь к главе рейха и покровительство Бога, который живет в той церкви, которая заодно с властью.
Спорить с этой силой смысла нет, а сопротивляться ей — себе дороже. Поэтому будьте бдительны. Берегите очки и скрипочки.
Дмитрий Губин