Posted 18 января 2018, 13:05

Published 18 января 2018, 13:05

Modified 30 марта, 20:59

Updated 30 марта, 20:59

Телевидение с низкой социальной ответственностью

18 января 2018, 13:05
Людмила Семенова
Программа «На самом деле» в очередной раз пробила дно цинизма и бесстыдства, к которому стремится большинство отечественных ток-шоу.

Когда шоу «На самом деле» появилось на экране полгода назад, сразу было понятно, что его слоган — «в этой студии невозможно солгать» — является абсолютной ложью. Если надежные технологии определения обмана и существуют, то используют их не в «желтых» передачах с целью выяснить, от кого родила очередная «светская львица» или насколько искренней была любовь Прохора Шаляпина и Ларисы Копенкиной, а в полиции и спецслужбах. И вряд ли подобную работу могли бы выполнять персоны типа Сабины Пантус, которая называется «профайлером», но на самом деле больше похожа на представителя богемной свиты, вроде стилиста для собачек.

И ладно бы дело касалось только светского «мира животных», где у всех крепкая психика — как и у ведущего Дмитрия Шепелева, взирающего на происходящее в студии с завидным высокомерным спокойствием. Но порой шоу затрагивает жизни людей действительно достойных или по крайней мере сделавших имя и репутацию на творческом, а не скандальном поприще.

Один из самых отвратительных выпусков такого рода был посвящен предполагаемым побочным наследникам Муслима Магомаева. Вдова певца Тамара Синявская в студию, естественно, не пришла, но там и так было жарко. «Зажигала» в основном некая дама, будто только что выписавшаяся из психоневрологического диспансера: она истошно орала на оппонентов, ко всем обращалась на «ты» и обещала эксгумировать тело артиста во что бы то ни стало. Эта история, к счастью, развития пока не получила, хотя авторы шоу наверняка просто ждут нового повода.

А тем временем они опустились до «препарирования» личной жизни ныне здравствующего и уважаемого артиста Ивана Краско. Хотя в его карьере практически не было «звездных» ролей, как, например, у Александра Абдулова или Николая Еременко, он всегда выделяется искренностью, добросовестностью и в хорошем смысле старомодностью своей игры. И зрители это ценили, с неизменной теплотой встречая актера в спектаклях «Утоли моя печали», «Доходное место» и других.

Однако СМИ сегодня упоминают имя Ивана Краско преимущественно в связи с его необычными браками, особенно с нынешней женой, бывшей ученицей Натальей Шевель. Как бы эпатажно такой союз ни выглядел со стороны (между супругами разница в 60 лет), это должно касаться лишь их двоих. Впрочем, пара сама охотно выносит на публику скандальные пересуды и подогревает интерес к ним. В шоу «На самом деле» Краско участвовали уже не раз — «эксперты» усердно пытались вывести Наталью на чистую воду. При этом сам актер всегда утверждал, что верит жене, но почему-то не пресекал разговоров о ее расчетливости и изменах.

В одном из выпусков передачи уже в наступившем году пара и вовсе ввязалась в какой-то дешевый сюрреалистический спектакль, третьим героем которого стал якобы молодой разлучник с громким именем Александр Лавретро. Один этот псевдоним, напоминающий об участниках «Званого ужина» (Карина Барби, Гера Скандал, Мария Марра), намекает на тональность трэша, который, отметим, идет на главном канале в прайм-тайм. Единственным человеком в студии, проявившим здоровое чувство юмора в отношении этой бредовой истории, оказался Иван Краско. Однако само его участие в шоу — тревожный и печальный сигнал.

Не стоит забывать, что через все сплетни о семье Краско красной нитью проходит тема тяжелых жилищных условий. После красивой свадьбы пара была вынуждена поселиться на одной площади с невесткой актера, что наверняка не добавило совместной жизни романтики. И вскоре после скандального эфира молодая супруга, по утверждениям прессы, призналась, что с помощью «черного пиара» рассчитывала исправить ситуацию.

А если вспомнить, как трагически заканчивалась жизнь многих постаревших актеров, которые, завершив карьеру, оказались без денег и поддержки, Ивана Краско можно понять. Не его вина, что приходится таким путем напоминать о своем существовании, чтобы хоть как-то заработать.

Но это позор для общества — когда заслуженный артист и русский интеллигент говорит, что ему на пороге 90-летия негде жить, в то время как в «Доме-2» «строят любовь» на полном пансионе, а «звезд» уровня Даны Борисовой лечат от вредных привычек в элитных зарубежных клиниках. Это такая же катастрофа для культуры, как социальное расслоение для экономики. Пожилые артисты понимают, что государству они не нужны, как и прочие пенсионеры, и ищут способы выжить самостоятельно.

Когда в 2011 году Наталья Андрейченко решилась на участие в реалити-шоу «Мама в законе», на пару с Дмитрием Нагиевым, ее подтолкнул к этому шагу родной сын, заявив: «Либо ты остаешься культурно-эстетической фигурой прошлого века, либо ты пытаешься вмонтироваться в коммерческую реальность этого века». Но ключевое слово здесь — «пытаешься». И скорее всего закончатся эти попытки позорным провалом, потому что превратиться из культурно-эстетической фигуры в циничного торговца низкими развлечениями, «обслугу» для умственных слабостей, поможет только реинкарнация.

Андрейченко это поняла и очень быстро свернула эксперимент. Хочется надеяться, что и Ивану Краско удастся встроиться в «коммерческую реальность» без участия в производстве низкопробного контента.

Людмила Семенова

Подпишитесь