Posted 21 октября 2017, 08:06
Published 21 октября 2017, 08:06
Modified 30 марта, 21:47
Updated 30 марта, 21:47
Казалось бы, что может быть общего между миром политики и незамысловатым молодежным реалити-шоу? Конечно, сегодня сразу вспоминается бывшая ведущая «Дома-2» Ксения Собчак, которая после затишья, связанного с семейной жизнью, решила, что статус телеведущей и светской львицы ей уже «мал» и пора покорять новые вершины — например, поучаствовать в президентских выборах.
Еще много лет назад, когда Собчак была «блондинкой в шоколаде», отечественным подобием Пэрис Хилтон, и периодически снималась в низкопробном кино («Самый лучший фильм», «Никто не знает про секс-2», «Гитлер капут»), ей предрекали совсем другое будущее. И она эти ожидания оправдала: пока коллеги по «Дому-2» торговали тюнингованными телами и губами уточкой, Ксения сделала ставку на образ независимой женщины с активной гражданской позицией. Неудивительно, что персонажи вроде Божены Рынски и Лены Миро пишут в ее адрес желчные посты. И, несмотря на всю фарсовость своей роли в грядущих выборах, кое в чем Собчак уже несомненно выиграла.
Но есть и куда более важные моменты, объединяющие политические баталии и спровоцированные гормональными всплесками разборки в «Доме-2». Это манера общения, язык (в политических ток-шоу он чуть сдержаннее из-за более высокого статуса каналов), театральность низкого пошиба и умение вводить зрителя в состояние какого-то чудовищного гипноза, заставляющего незаметно для себя терять драгоценное время.
Яркий пример — визит на шоу Дмитрия Шепелева «На самом деле» заслуженного «домостроевца» Степана Меньщикова и его бывшей жены Евгении Шамаевой. Нездоровая внешность шоумена, наверняка все еще считающего себя кумиром молодежи, и жуткий боевой раскрас на лице его спутницы сами по себе являются атрибутами плохого самопального перфоманса. А уж когда Степан начинает напоминать, как привел Евгению в «светское общество», а она — рассуждать, сколько сотен тысяч в месяц нужно на ее скромные потребности, сюжет превращается в пародийный трэш.
Если мы присмотримся к политическим ток-шоу, то увидим, что уровень дискуссий и внешний облик собеседников вполне соответствуют представлениям о прекрасном выпускников «Дома-2». И это не случайно: реалити-шоу идет с 2004 года, большинство его поклонников сейчас как раз вступают в активный возраст, и скоро именно они будут влиять своими действиями или бездействием на судьбу страны. Поэтому телевидение стремится говорить на понятном им языке, придерживаться упрощенных, но ярких и запоминающихся образов и сцен.
Теперь же решено и выборы подогнать под это лекало, заодно придав им «романтичный» оттенок борьбы добра со злом — чтобы и аудитория не заскучала, и политические цели были достигнуты. Такую технологию давно используют в передачах на центральных каналах, вроде шоу «Время покажет», «Место встречи» и «60 минут». Для интриги в них постоянно присутствуют штатные «злодеи», нередко обладающие специфической внешностью, как легендарный «украинский политолог» Вячеслав Ковтун. Они выдрессированы говорить неприятные, но не опасные вещи, и в ответ получать тычки от ведущих — видимо, чтобы зритель не забывал, кого надо слушать.
Правда, увлекательность телевизионных баталий уже не может скрыть того факта, что и персонажи, и сюжет, продолжающий крутиться в основном вокруг проблем других государств, все больше надоедают. К тому же набор «злодеев» — один на все передачи, что наводит на мысль: как они находят время на разрушительную деятельность против России, если постоянно заняты на российском же телевидении?
Собственно, они и сами уже не особо скрывают свое истинное предназначение. Тот же Ковтун в ответ на очередную угрозу ведущего выгнать его из студии ответил со смехом: «Да нет, вы меня любите, вы без меня не сможете!» Стоит ли объяснять, что столь игривый тон невозможен между людьми, испытывающими взаимную вражду?
А недавно всплыли и подробности деловых отношений экранных русофобов с нашим ТВ. Новую передачу Бориса Корчевникова посетили Ковтун и другой «украинский политолог» — Вадим Трюхан. Ведущий весьма задушевно провел беседу, однако порой задавал и острые вопросы, например, о «параде НАТО» в Киеве. Его оппоненты также держались очень любезно, не забывая периодически напоминать, как они верно служат родной стране, но не отказываясь посудачить о личной жизни и вообще показать себя «своими парнями».
Не сказали они только самого главного — что давно уже не являются ни политологами, ни представителями и патриотами своей страны, а переквалифицировались в среднего качества актеров с ужасным репертуаром. Но это мало для кого остается секретом, особенно после того, как в СМИ были обнародованы гонорары Ковтуна, а также американца Майкла Бома и поляка Якуба Корейбы — наиболее ярких оппонентов, представляющих условный «нехороший Запад».
Получается, что эти люди оскорбляют с экрана Россию — и получают за это от нее же баснословные деньги. Даже при понимании, за что на самом деле они обласканы официальным телевидением, представляющим линию власти и в политике, и в культуре, это остается нонсенсом.
В этом еще одно сходство с персонажами из «Дома-2», которые, будучи непонятно кем, имеют возможность небрежно говорить о суммах, заоблачных для любого среднестатистического гражданина в России. Кстати, к новоиспеченному кандидату в президенты это тоже относится: женщина, у которой вызывают раздражение туристы средней категории в Монако, вряд ли сможет рассчитывать на массовую поддержку в стране, где большая часть населения живет за гранью нищеты.
Так на кого же рассчитан этот предвыборный ход, а также концепция политических передач? Уж точно не на тех, кто смотрит на вещи трезво. Лучше всего такой продукт подходит двум категориям зрителей, обитающим в иллюзорных мирах: ура-патриотам и ненавистникам России, всерьез мечтающим о том, что «парад НАТО» пройдет и по Москве.
Вот только оплачивается весь этот цирк из кармана тех, кто просто хочет хорошо жить в собственной стране.
Людмила Семенова