Posted 22 мая 2017, 11:52
Published 22 мая 2017, 11:52
Modified 30 марта, 23:14
Updated 30 марта, 23:14
В России под словом «предпринимательство» принято подразумевать нечто вроде «купил подешевле, продал подороже». Разумеется, мы как правоверные либералы должны спокойно относиться к любым состояниям, заработанным при соблюдении общих для всех правил рыночной игры. Однако — как происходит эта генерация денег? Рынок, как известно, стремится к некому оптимальному состоянию, а из этого следует, что все цены уже должны были прийти к равновесию — и большой прибыли получить просто негде.
Но в действительности рынок — это такой хаотический организм, пребывающий в равновесии лишь на долгосрочном отрезке. В краткосрочном — все течет и меняется, появляются новые технологии, меняется конъюнктура. Вчера ткали руками, сегодня уже работают станки. Вчера шили в Англии, теперь это дешевле делать в Китае. А предприниматель — человек, который ловит эти изменения и воплощает в жизнь новые схемы экономической деятельности, разрушая старые. Поставить сборочный конвейер вместо ручного труда, ввести гибкую систему менеджмента вместо старой бюрократии, использовать приложение для смартфона вместо колл-центра. И некоторое время, пока новая схема не стала общепринятой, можно получать огромную прибыль — это премия за новаторство.
Шумпетер называл это «творческим разрушением». Предприниматель — это творец. Если мы, конечно, трактуем творчество широко, а не только как малевание картинок и бренчание на гитаре. Рокфеллер, Форд, Цукерберг или Дуров — это, простите, художники (artists). Не нужно думать, конечно, что это исключительно их личная заслуга. Очень часто это предмет везения, умение «угадать». Но Малевич тоже вряд ли толком понимал, что он делает, когда рисовал «Черный квадрат» (и какое место в истории он займет). Ну и творчество бывает разным — где-то это Stairway to heaven, а где-то «Тает лед». С предпринимательством так же.
Противоположность предпринимателя — это человек, извлекающий ренту из сложившегося статус кво, противящийся изменению в силу того, что это лишит его прибылей. Например, это профсоюзы таксистов, требующие запретить UBER, или же сотовые компании, лоббирующие запрет мессенджеров. Интересно, что многие защитники ренты были когда-то предпринимателями — таксисты разрушили бизнес извозчиков, сотовые компании убили рынок таксофонов. Здесь уже вопрос в том, насколько государство и общество умеют ограничивать аппетиты лоббистов. 100% в этом деле нет нигде, но в развитых странах к идеалу очевидно ближе. Технический прогресс последних нескольких веков связан с тем, что в Европе сложилась система институтов, освободившая творческую энергию предпринимательства, а получатели ренты утратили контроль над политическими рычагами.
Итак, вот эти все Усмановы, Ротенберги и прочие Абрамовичи — они кто? Явно не предприниматели. Они могут себя так называть, но это просто подражание и культ карго. Эти люди не создали ничего нового. Просто поделили советское наследство через номенклатурные и гебешные связи. И теперь они как раз всеми зубами, когтями и тремя подбородками стоят на страже статус кво — охраняют свою ренту.
Прочитать оригинал поста Михаила Пожарского с комментариями читателей его блога можно здесь.