Posted 13 марта 2017, 15:50
Published 13 марта 2017, 15:50
Modified 30 марта, 23:58
Updated 30 марта, 23:58
Начало весны ознаменовалось событием на просторах Первого канала: после пятилетнего перерыва в эфир вернулась программа с труднопроизносимым названием и самым веселым ТВ-квартетом — «Прожекторперисхилтон».
Формат этой передачи мы помним — компания в составе Александра Цекало, Ивана Урганта, Сергея Светлакова и Гарика Мартиросяна шутила на тему текущих событий, приглашала именитых гостей, а завершалось все музыкальными номерами. Обсуждалось многое — от новых законопроектов тогдашней Думы и отношений с Грузией и Украиной до провального матча со Словенией в 2009 году и скандалов на Играх в Ванкувере. Закрылся проект, по официальной версии, из-за контрактов двоих ведущих с ТНТ.
Возвращение «Прожектора» стало неожиданностью. В свое время — с 2008 по 2012 год — эта программа была на одной волне с многими такими же безбашенными и в то же время уютными собратьями по жанру. Да и КВН, откуда родом Мартиросян и Светлаков, тогда был другим — уже тронутым плесенью конъюнктуры и игры на нужную публику, но еще живым и душевным.
С тех пор жизнь порядком изменилась, и это не могло не сказаться на программе, главным козырем которой было обсуждение актуальных новостей в России и мире. А присутствие в кадре свежих печатных изданий создавало впечатление общности со зрителем, который тоже их читает.
Такое же впечатление было и от новогодней программы, которую четверка вела на Первом канале в 2009 году. Она совсем не походила на халтурные «Голубые огоньки», привлекающие внимание разве что очередным пробиванием музыкального и эмоционального дна.
И шутки ведущих хоть и вызывали неоднозначную реакцию, но не казались плоскими и натужными, в них всегда был огонек. Особенно стоит отметить Цекало, который после вульгарного «юмора» в дуэте с Лолитой Милявской показал себя умным и одаренным артистом. Хотя главным призванием он, несомненно, избрал серьезный бизнес — как, впрочем, и его товарищи.
Кое-кто уже тогда замечал, что шутят в программе лишь на «разрешенные» темы, хотя что будет разрешено в следующий раз, можно было только гадать. Это я говорю к тому, что ощущение спонтанности и свободы от программы все-таки было.
Чего нельзя сказать о первых двух выпусках нового сезона в 2017 году. И самое плохое в том, что это, скорее всего, никого не удивило.
Второй выпуск стоило посмотреть для того, чтобы убедиться: тусклые впечатления от первого не были одноразовыми, связанными с каким-то случайным промахом, ностальгией и завышенными ожиданиями.
Увы, все опасения подтвердились. Ведущие окончательно обросли солидностью и вызывают только грустные воспоминания о том, что мы сами, знающие их много лет, тоже не молодеем. Никакой «искры» между ними не ощущается. Раньше они умели хотя бы создавать видимость сплоченной и яркой, взаимодополняющей команды. Теперь же выглядят случайной группой, каждый член которой думает только о том, как закончить съемку и пойти по своим делам.
«Разрешенных» тем для шуток, по-видимому, осталось так мало, что трудно уловить, где по сценарию нам должно быть смешно. Когда же все-таки пытались затронуть действительно актуальную тему, связанную с «господином Нет» («денег нет, безработицы нет»), зрителю пришлось читать между строк.
В первый вечер нас порадовали нудным обсуждением когда-нибудь предстоящей встречи Путина и Трампа и совершенно позорной в этом году церемонии «Оскара». В следующий раз взялись за WikiLeaks и снос хрущевок. Все это звучало крайне натянуто, и не покидало ощущение, что вот-вот наступит звонкая и неудобная тишина. А уж появление закадрового смеха окончательно удручило.
Единственное, что порадовало во втором выпуске, — это неожиданно бодрое обсуждение проекта по созданию национального музыкального инструмента для болельщика сборной России по футболу. Смеяться над тем, что на самой вершине государственной власти принимаются решения о «поддержке творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» — так это называется формально, — и безопасно, и уместно, и дает хоть какую-то свободу выражения.
В качестве известного гостя для премьеры была выбрана Мария Захарова, представитель российского МИД и весьма одиозный персонаж, а для второго выпуска — депутат и бывший прокурор Наталья Поклонская, которая в последнее время, похоже, стремится к званию «Политическое безумие года».
Возможно, идея была в том, чтобы показать зрителю: они тоже люди и могут нормально общаться и даже шутить. Но то, как бездарно была «слита» смелая попытка затронуть злободневную тему борьбы Поклонской с еще никем не виденным фильмом «Матильда», сводит все эти задумки на нет.
С учетом наметившейся тенденции, страшно даже представить, кого мы увидим в «Прожекторе» дальше — Мизулину, Милонова, «байкера Хирурга»?
В целом же присутствие именитых гостей не сказывается на общей атмосфере ни хорошо, ни плохо — от скуки взгляд уже не цепляется за происходящее на экране. Это же можно сказать и о музыкальных номерах, которые прежде получались весьма душевными.
Словом, непонятно, что вдохновило ведущих и продюсеров шоу на его возобновление. «Сбитыми летчиками», которым надо любой ценой напомнить о себе, их никак не назовешь — Ургант ведет другие передачи и всевозможные церемонии, Светлаков снимается в кино и рекламе, Цекало и Мартиросян также преуспели в телевизионном бизнесе.
И сложно судить, что из этого возвращения выйдет. В одну реку нельзя войти дважды, и в данном случае это относится если не к программе, то к зрителям. Многие из них, в том числе и я, будут вспоминать с теплотой прежнее время ее расцвета и актуальности, когда «Прожектор» украшал эфир выходного дня. А обновленное шоу не вызывает никакого желания снова включить телевизор в субботний вечер.
Людмила Семенова