Posted 28 февраля 2017, 16:42
Published 28 февраля 2017, 16:42
Modified 31 марта, 00:06
Updated 31 марта, 00:06
С начала года прошло уже два месяца, а Госдума не приняла ни одного закона, способного вызвать острую дискуссию хотя бы в социальных сетях. Исключением стало разве что решение о декриминализации семейных побоев, поддержанное депутатами в конце января. С тех пор на Охотном ряду не «зажигают».
Да, отдельные депутаты, вроде лидера ЛДПР Владимира Жириновского, периодически продолжают будоражить публику своими заявлениями. Прочие же парламентарии под угрозой штрафа исправно посещают пленарные заседания два раза в неделю, что-то на них обсуждают, автоматически нажимают кнопки для голосования, выступают с комментариями для прессы, но без былого «огонька». Другими словами, хотя в Думе и наблюдается повышенная активность, вся эта беготня и суета — это лишь имитация, бурная деятельность ради самой деятельности.
Между тем, многие привыкли воспринимать Госдуму как «цирк», как бы это обидно ни звучало для депутатов. И на протяжении многих лет российский парламент активно поддерживал этот имидж, выступая одним из главных общественных раздражителей. Все знают, что Госдума уже давно не влияет на принятие ключевых решений, а депутаты работают по большому счету статистами. Но на Охотном ряду всегда было как минимум весело и жизнь била ключом, даже когда в парламенте прочно воцарилась «Единая Россия».
Теперь «цирк» явно собирается съезжать, но на смену ему, судя по всему, идет не настоящий парламент как пресловутое «место для дискуссий», а нечто унылое, похожее на бюрократическую контору.
Кто-то скажет, что западные парламенты и парламентарии в основной массе также скучны и неэмоциональны. Европейские депутаты могут месяцами пережевывать одну поправку к закону с участием многочисленных экспертов и заинтересованной общественности. А если уж в парламент поступает резонансный закон, то это становится целым событием.
В российском парламенте скандальные законодательные инициативы до недавнего времени считались вполне обычной практикой. Граждане привыкли к тому, что народные избранники все время хотят что-то запрещать или кого-то карать. Не так важно, что большая часть подобных инициатив отсекалась еще на стадии рассмотрения в профильных комитетах Госдумы, зато сами депутаты успевали приобрести известность в СМИ и заработать политические очки. А заодно потренировать граждан в участии в политических дискуссиях, пусть порой бессмысленных и таких же имитационных по своему характеру.
Теперь же народные избранники резко притихли, а неоднозначные предложения вроде повышения пенсионного возраста исходят по большей части уже от чиновников. При этом всем ясно, что они не будут реализованы до выборов главы государства в 2018 году.
Именно предстоящей президентской кампанией, сложной социально-экономической обстановкой и негативным настроем населения и можно было бы объяснить нежелание депутатов Госдумы лишний раз раздражать и злить граждан, которые, кто знает как отреагируют на очередную спорную законодательную инициативу.
Президентская администрация в последнее время тоже перестала выступать основным неформальным законотворческим центром и, судя по всему, сосредоточилась на подготовке к предстоящим выборам. Мало того, там до сих пор не определились с новым думским куратором.
И все же представляется, что глубинные причины изменившегося поведения депутатов кроются в действиях Вячеслава Володина, который с момента избрания спикером Госдумы решил коренным образом видоизменить российский парламент. Точнее, избавить Госдуму от всей негативной имиджевой нагрузки, из-за которой в современный русский политический язык прочно вошел, например, такой термин, как «бешеный принтер». Взамен «штамповальни» и «цирка с конями» он хочет создать солидный орган государственной власти, который и возглавлять не стыдно. Пусть даже он станет скучным и предсказуемым.
Для решения этой задачи на Охотном ряду создана рабочая группа под руководством первого вице-спикера Госдумы от КПРФ Ивана Мельникова. Именно ее предложения депутатам предстоит одобрить в ближайшее время, после чего, как говорится, зажить по-новому.
Пока же Госдума уже несколько месяцев занимается в основном тем, что разгребает законодательные завалы, оставшиеся от прежних времен. Ожидается, что парламентарии проведут ревизию законопроектов, внесенных в прошлые созывы парламента. Уже сейчас им рекомендовано отозвать проекты, утратившие свою актуальность. Аналогичную работу проведут думские фракции, региональные заксобрания и правительство РФ.
После этого, чтобы внести какой-либо законопроект, депутатам нужно будет преодолеть многочисленные фильтры. И хотя на Охотном ряду утверждают, что право законодательной инициативы никто ограничивать не станет, а все согласования с фракциями будут носить добровольный характер, ущемление депутатской свободы налицо. Отныне каждый из парламентариев будет знать, что любая самодеятельность может обернуться санкциями, вплоть до непопадания в партийный список на следующих выборах.
Какое уж тут творчество? Депутатов окружили, как волков, красными флажками и многочисленными экспертами. Ранее сообщалось о планах увеличить расходы на экспертизу законопроектов до 10 млн рублей для каждой фракции. Также говорилось о создании центра законотворчества при Госдуме, экспертных советов при вице-спикерах Госдумы и т. д.
О том, насколько независимы и действительно отражают общественное мнение все эти эксперты, можно только догадываться. Мало того, при таком раскладе встает вопрос о дальнейшем существовании Общественной палаты, которая изначально и была призвана играть роль основного эксперта для Госдумы.
Как ни крути, но новые правила уже сказались на деятельности депутатов, которые не спешат проявлять себя на законотворческой ниве и стараются лишний раз не высовываться. Рейтинг активности по-прежнему возглавляет «Единая Россия», которая с начала созыва внесла 57 законопроектов. Не намного от нее отстает «Справедливая Россия» — 50 проектов, далее следует ЛДПР — 38 и КПРФ — 22. При этом лишь немногие из них можно назвать яркими и действительно актуальными, то есть отражающими общественный запрос.
Скандальные законопроекты имеются, но в единичных экземплярах. Однако их депутаты решили отложить на более поздний срок. Сюда попали не только проекты вроде запрета депутатам встречаться с избирателями без уведомления властей, но и предложение не позволять родителям называть своих детей так, как им нравится.
Спикер Володин может гордиться — депутаты стали такими тихими и послушными, что уже почти никого не возмущают и не раздражают. От принимаемых ими законов простым избирателям ни горячо и ни холодно. Депутаты перестают вызывать вообще какие-либо эмоции и из «клоунов» медленно превращаются в «овощи».
Елена Земскова