Posted 7 февраля 2017, 12:23
Published 7 февраля 2017, 12:23
Modified 31 марта, 00:18
Updated 31 марта, 00:18
Пока мы с азартом обсуждаем каждый следующий указ нового президента США, мало кто обращает внимание, что наша собственная страна оказалась на развилке истории, причем сразу и в политике, и в дипломатии, и в экономике. Как говорится, «большое видится на расстоянии», так что острые, но все же сиюминутные вопросы подчас затмевают куда более значимые вещи. Может, настало время перестать жить чужими интересами и подумать о том, как решить собственные проблемы?
«Росбалт» начинает цикл публикаций «Пора выбирать свое будущее», к участию в создании которых мы приглашаем всех наших читателей. В первом тексте рассматривается два возможных варианта развития отношений Москвы и Вашингтона после прихода к власти Дональда Трампа. Мы предлагаем выбрать тот, который покажется вам наиболее предпочтительным, и отметить его, используя форму для голосования внизу страницы. Вариант, получивший набольшую поддержку, мы предложим обсудить экспертам.
Предположим, что Дональд Трамп решит пересмотреть отношения с Россией и пойти навстречу Владимиру Путину. Этого варианта развития событий нельзя исключать, поскольку Путин будет, по всей видимости, править нашей страной очень долго, и Штаты вряд ли могут позволить себе «роскошь» не иметь вообще никакой российской политики еще пару десятилетий. Ведь сегодня уже ясно, что надежда на пробуждение демократии в России с помощью санкций реалистичной политикой не является, и санкции сохраняются, скорее всего, просто потому, что их отмена стала бы для США потерей лица.
В то же время следует понимать, что Трамп не является пророссийским политиком. США крупнее и сильнее России по всем возможным параметрам, а потому любой американский президент будет смотреть на нас сверху вниз. Он предложит Путину в качестве компромисса лишь то, что сочтет выгодным для своей страны и для себя лично. Причем с учетом всех тех ограничителей, которые существуют в системе демократического разделения властей.
Америку не беспокоит ядерная мощь России: к этому за полвека с лишним, прошедшие после Карибского кризиса, там уже привыкли. Америку не беспокоит влияние Путина на выборы в западных странах: оно столь же ничтожно, как и роль «мировой закулисы» в украинском Майдане или в русской революции 1917 г. И уж точно Америку не беспокоит конкуренция в экономике с нашей стороны: мы медленно загниваем и сами себя выводим с мирового рынка всех возможных товаров, кроме энергоносителей.
В общем, Россия недостаточно сильна для того, чтобы быть соперником США, но, как показал опыт Донбасса и особенно Сирии, наша страна вполне способна спутать американцам планы в некоторых важных для них регионах. Поэтому Трамп может отказаться от примитивной политики своих предшественников, не отличавших действительно важные регионы мира от тех, где великая держава заявляет свое присутствие скорее «для понтов». Не исключено, что Трамп выберет тот внешнеполитический курс, от которого он не отступит ни под каким давлением, а возможность «понтоваться» предоставит Путину, предпочитающему эффектную внешнюю политику эффективной.
Жизненно важным регионом для США является Ближний Восток. Он влияет на нефть и на распространение международного терроризма. Действия России в Сирии американцев огорчают значительно больше действий сепаратистов в Донбассе. Ведь Украина ни на цены энергоносителей, ни на терроризм не влияет, а как возможный экономический партнер в лучшем для себя случае интересует лишь Евросоюз. США поддерживают украинскую демократию, поскольку считают, что вообще должны поддерживать распространение демократии в мире. Но это как раз те самые «понты», от которых новому президенту легко будет отказаться, даже если Киев подобным подходом окажется огорчен.
В общем, Трамп может предложить Путину следующий сценарий «мирного сосуществования». США признают Россию великой региональной державой. Любые решения, касающиеся постсоветского пространства (за исключением стран Балтии, уже вошедших в НАТО и ЕС), принимаются Вашингтоном и Москвой совместно. Если Москва вдруг не принимает очередную цветную революцию, то Вашингтон уважительно дает понять демократам на постсоветском пространстве, что им придется искать компромиссы с Кремлем. При этом Путин, естественно, обязуется ничего больше к России не присоединять, поскольку в ответ на действия типа крымских любой американский президент вынужден будет выразить возмущение под воздействием общественного мнения своей страны. И самое главное — за пределами постсоветского пространства Путин должен быть тише воды ниже травы.
Если все так пойдет, то США вскоре сделают вид, будто санкции были наложены на Россию преимущественно за Донбасс, а не за Крым. Путин усмирит сепаратистов. Минские соглашения начнут идеально выполняться. И санкции снимут. Понятно, что де-юре Крым российским не признают, но вопрос о его статусе фактически будет отложен на много лет и потеряет таким образом всякое практическое значение.
То есть Трамп не станет расстилаться перед Путиным, но может сделать ему весьма интересное предложение. Приняв его, Россия кое-что приобретет, но кое от каких амбиций вынуждена будет отказаться. А не приняв — сохранит свои амбиции в надежде, что на Штаты можно будет и дальше успешно давить. При этом «жесткий вариант» означает, что сейчас нам ничего от Трампа не обломится и все надежды перенесутся на будущее.
Это вполне реальный выбор. Настоящая политика вообще представляет собой постоянный выбор реальных возможностей, тогда как упертые государственные деятели остаются на обочине. И главный вопрос состоит в том, выгоден ли России вариант, который нам могут предложить в нынешних условиях.
Выгода состоит в том, что может появиться некоторый шанс поднять российскую экономику. Понятно, что нужны в первую очередь собственные реформы, но, во всяком случае, внешний фактор не будет нас обрекать на стагнацию.
Более того, если Евросоюз последует примеру США (а возможное урегулирование в Донбассе для ЕС очень важно), то возобновится диалог по отмене визового режима с большой вероятностью успешного завершения процесса.
Наконец, если принять во внимание серьезные геополитические моменты, то компромисс с Западом сохраняет для нас возможность маневра в отношении Китая. Сегодня какое-нибудь намерение Пекина продиктовать свою волю Москве оставляет Россию один на один с Китаем, сильно превосходящим нас по ВВП и численности населения. Если же мы сохраним перспективу углубить партнерские отношения с НАТО, Китай жесткого давления на Россию оказать не сможет.
Теперь о минусах. Сегодня Путин выглядит победителем, поскольку санкции не ослабили его режим, а экономике навредили некритично. Но если принять предложения Трампа, то возможности дальнейшего давления на страны Запада исчезнут. Придется играть по их правилам: снизить градус идейного противостояния, унять всяческих киселевых с их радиоактивным пеплом и т. д. Не вполне понятно, на чем тогда будет держаться политическая система в России, поскольку рост экономики надо еще обеспечить, а кайф, испытываемый от совместной ненависти к «пиндосам», исчезнет у народа довольно быстро.
Если Трамп, как полагают сегодня некоторые эксперты-международники, обострит противостояние США и Китая, то смягчение отношений с Западом охладит наш пыл на Востоке. Пекин может остановить тот туристический поток в Россию, который становится весьма заметным и доходным. А в крайнем случае Китай способен притормозить развитие газовых отношений, поскольку энергоносители он запросто может получить от других поставщиков. И тогда непонятно, зачем мы строим в Китай трубопровод «Сила Сибири».
Наконец, признавая себя региональной державой, Россия откажется от удовольствия продемонстрировать миру свое величие где-нибудь в Сирии, Афганистане или Венесуэле. На все придется спрашивать разрешение у США.
Как быть? Давайте выберем предпочтительный вариант развития, а затем поразмышляем о возможностях, которые он дает в долгосрочной перспективе.
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Дмитрий Травин приглашает на свой открытый курс «Гайдаровская реформа четверть века спустя: новый взгляд». Подробный план курса.