Posted 1 декабря 2016, 13:45
Published 1 декабря 2016, 13:45
Modified 31 марта, 01:02
Updated 31 марта, 01:02
Тем, кто по роду занятий обязан разъяснять для широкой публики президентские речи, сейчас несладко. В 68-минутном выступлении Владимира Путина перед главными людьми страны настолько мало конкретики, что толкователям приходится концентрироваться на анализе интонаций и радоваться миролюбивому, а местами и либеральному тону.
Но если зайти с другого конца и назвать то, о чем Путин не сообщил вообще ничего или сказал лишь нечто неясное, то его послание № 13 сразу начинает играть яркими красками.
Перечислю по пунктам.
1. Уровень жизни народа. Ни слова. Если, конечно, не считать анонсов разнообразных административных мероприятий, клонящихся к улучшению медицинских и образовательных отчетных показателей, которыми чиновники обмениваются друг с другом.
Это молчание свидетельствует о том, что доходы рядовых граждан, включая и тех, кто напрямую зависит от федерального и местных бюджетов, расти не будут. Не исключены даже мероприятия, ведущие к дальнейшему их понижению — например, в пенсионной сфере. Намек на что-то подобное можно уловить и в похвале народу за то, что в нем «укрепился иммунитет к популизму и демагогии». Значит, это качество народу понадобится еще не раз.
2. Тяжесть налогообложения. С похвалой отозвавшись о стабильности российских налогов, глава государства не совсем логично на первый взгляд пообещал «в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы», а с 2019 года ввести пакет новаций в действие.
Из чего довольно явственно вытекает, что «предложения» на самом деле уже рассмотрены, в предварительном порядке одобрены и нацелены на рост налоговых поступлений, извлекаемых властями. Иначе скрывать их от публики не имело бы смысла.
Можно вообразить, например, рост НДС, компенсированный сокращением взносов, выплачиваемых нанимателями в социальные фонды. Это повлекло бы снижение реальных пенсий, но могло бы быть сдобрено какой-нибудь пропагандистской акцией.
Допустим, введением прогрессивной шкалы НДФЛ. Не зря ведь начавшиеся было толки о прогрессивке сейчас прекращены мановением некой невидимой руки. И только что, уже после президентского послания, прямо осуждены Антоном Силуановым, самым влиятельным из экономических министров. Такая мера не имеет никакого фискального смысла сама по себе, но зато вполне вообразима в каком-то будущем пакете, чтобы отвлечь внимание публики от других, явно непопулярных и невыгодных новинок. А пока пусть побудет в резерве.
3. Сокращение военных расходов. Размышления о необходимости выпуска военными предприятиями гражданской продукции (замечательное советское слово «конверсия» не использовано, но речь именно о ней) нарочито расплывчаты, а приведенные вождем контрольные цифры можно толковать и так, и этак. И в любом случае чудесное преображение ВПК передвинуто куда-то на середину 2020-х годов.
По многим признакам, Путин понимает, что нынешний уровень военных трат для страны неподъемен, но принять недвусмысленное решение об их реальной урезке и объявить о ней прямо он не хочет или не может. Если говорить формально, то в бюджете-2017 это сокращение прописано. Но из президентского послания можно заключить, что на самом-то деле вопрос подвешен и никакой ясности на этот счет нет.
4. Политические послабления. Если резюмировать все сказанное и несказанное на этот счет в нескольких словах, то они будут такими: никаких послаблений и никакого политического активизма ни на одном участке.
Пространные рассуждения о поощрении волонтерства и НКО подводят к одной единственной конкретной рекомендации: пусть бюрократы щедрее дают НКО казенные деньги на выполнение мероприятий, за которые они (бюрократы) отчитываются перед своим начальством. То есть пусть НКО будут у чиновников на жаловании. О борьбе с иноагентами не упомянуто. Следовательно, на этом участке все будет как было.
Полно глубокого смысла и предписание местным властям: «Не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми… спросить у них, как они хотят видеть улицы, свои дворы, парки и набережные, спортивные и детские площадки». То есть региональное и муниципальное начальство даже и вспоминать не должно, что оно выбрано этими самыми «людьми» и обязано не «спрашивать» своих избирателей, а реализовывать их ожидания.
В глазах Путина какого-либо самостоятельного политического актива в стране нет и быть не может. Есть только чиновничество, которому рекомендовано тактичнее вести себя с подданными. Генеральные секретари КПСС давали своей номенклатуре точно такие же советы тысячи раз.
5. Советизация руководства экономикой. В послании много сказано о пользе хозяйственной свободы, деловой предприимчивости и о прочих либеральных вещах. Но в сугубо отвлеченном порядке. Что же касается конкретных распоряжений на экономические темы, то все они обращены к бюрократии, которой предложено за всем следить, с умом руководить частным бизнесом, бросать его на перспективные участки, финансировать за казенный счет все хорошее и не поощрять плохое.
Даже контрольным органам приказано не только дрессировать своих подопечных, но попутно и воспитывать в них лучшие предпринимательские качества, «оказывать им консультативную помощь». Эта мысль настолько красива и плодотворна, что требует немедленного художественного воплощения во всех жанрах телепропаганды. Прямо об этом сказано не было, но, надеюсь, труженики агитпропа сами сообразят.
Впечатляет и ностальгия по советскому планированию. «Необходимы не абстрактные сценарии, в которых от нас мало что зависит, а профессиональный, выверенный прогноз развития. Надо четко определить, какой вклад в экономический рост внесут улучшение делового климата, запуск крупных инвестиционных проектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, другие меры, какова будет роль регионов и отдельных отраслей производства. Поручаю правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019—2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых…»
Хватит экспертных рассуждений о том, как лучше сделать то, да се, да это. Нужен добротный директивный план советского образца.
В добавление к перечисленным, можно выделить и другие пункты. Но если присмотреться и отсеять все необязательное, то Путин раз за разом бьет в одну точку. Система не должна меняться даже на второстепенных участках. Власть чиновничества останется такой же беспредельной, как была, и даже, если получится, станет еще необъятнее.
Как же тогда жить дальше? А очень просто. Бюрократы должны нацелиться на совершенствование самих себя и своих подчиненных. То есть всей остальной страны. И когда это произойдет, все наладится само собой.
Скажете — утопия? Соглашусь. Но сановная публика в Кремле внимала вождю с одобрением.
Сергей Шелин