Posted 1 августа 2016, 15:37

Published 1 августа 2016, 15:37

Modified 31 марта, 02:26

Updated 31 марта, 02:26

Самострел Надежды Савченко

1 августа 2016, 15:37
Алла Ярошинская
Многие украинцы разочаровались в той, кого еще недавно считали своей героиней. А ее автобиография лишь подливает масла в огонь.

В последнее время на Украине в среде не только политиков, но и просто «свидомых» нарастает недовольство бурной деятельностью Надежды Савченко, которую они еще недавно боготворили, рисуя в образе ангела-спасителя и великомученицы в «застенках» Кремля. Однако не прошло и двух месяцев после ее освобождения, как популярным стал другой мем: «Путин, забери Надю обратно!». На сайте президента Порошенко появилась петиция с требованием «снять» с нее звание Героя Украины. А на днях в Одессе ее и вовсе забросали яйцами.

Первые же слова босоногой и экзальтированной «узницы совести» Надежды Савченко после выхода из самолета спецрейса Москва — Киев привели ее фанатов в некое замешательство. Среди прочего она истово просила встречающих: «не дайте мне скурвиться». Сейчас некоторые обвиняют ее в том, что это уже произошло.

Заявления Савченко, звучащие ежедневно по телевидению, на радио и во время публичных встреч, оказались для многих, ожидавших от нее немедленного чуда, шокирующими. Бывшая «сбитая летчица» не показывает больше средний палец в адрес Кремля. Напротив, она все громче говорит его словами: нужна федерализация Украины, а для этого следует провести референдум. Еще один референдум, по ее мнению, нужен для «определения дальнейшего пути Украины».

Савченко активно агитирует за прямые переговоры с сепаратистами и боевиками, чтобы остановить войну. И она лично готова быть посредником — несколько раз предлагала лидерам ДНР и ЛНР встречаться и обсуждать вопросы мира и войны, обмена военнопленными. Более того, она заявила, что придется просить прощения у матерей, потерявших на этой войне своих сыновей, по сути, призвав обе стороны к покаянию (правда, украинские СМИ акцентируют внимание только на той части, где предлагается извиняться перед донбасскими матерями).

Именно эта сентенция и вызвала самое большое неприятие. На интернет-форумах ей вынесли скорый вердикт: Савченко — проект Кремля, завербованный агент Путина. А депутат от возглавляемого Арсением Яценюком «Народного фронта» Антон Геращенко написал в Фейсбуке, что «в сознание украинцев Путин внедрил «троянского коня». «Вам, Надя, может и надо просить прощения у Гиви с Моторолой или у других россиян… а мы просить прощения у оккупантов и террористов не будем!» — парировал депутат. Хотя, по правде, Савченко говорила вовсе о другом.

В интервью радио «Немецкая волна» она заявила, что будет «вынуждена стать президентом Украины». Не хотела бы, но — вынуждена. При этом Савченко убеждена, что политическую систему на Украине можно изменить только сверху, и что для этого нужна диктатура. И она даже готова примерить на себя роль диктатора.

Впрочем, в другом интервью — украинскому телеканалу NewsOne — депутат заявила иное: в случае наступления революции она будет одним из ее организаторов. «Я уже, наверное, ее организовывать буду», — сказала Савченко. И еще где-то обронила фразу о необходимости «третьего Майдана».

Конечно, все эти безоглядные (а иногда и просто безбашенные) заявления нервируют киевскую верхушку, которая и так сидит, как на пороховой бочке. Уровень доверия к постмайданным евроинтеграторам и реформаторам, за два года правления в несколько раз улучшившим свое финансовое состояние на фоне драматического обнищания остального населения, катастрофически упал. Страна снова задается главными вопросами любой революции: кто виноват и что делать? В этой ситуации хворост в костер от Савченко может вызвать появление той самой искры…

Ее упорные призывы — покончить с войной, примириться и объединить страну — набирают все больше очков именно у тех, кого снова могут «загрести» в зону АТО. «Загрести» — правильное слово, потому что воевать и умирать за дальнейшее «покращення» (улучшение) жизни олигархов и за поддержку их власти желания у подавляющего большинства украинцев нет. «Партии войны» не нужны «голуби мира».

Дискредитировать Савченко властям довольно сложно — она не бизнесмен и никогда не принимала участия в криминальных схемах обогащения, грабежа страны. Ее история точно из песни про «гол, как сокол». Ей лично терять нечего. Однако, как оказалось, Надежда Савченко сама себя высекла, даже, видимо, не понимая этого.

«Пуля» — так звали ее коллеги в Ираке, где она проходила в свое время миротворческую службу. Так вот, именно пулей, которую Савченко, как сейчас уже ясно, выпустила сама в себя, стала ее автобиографическая книга «Сильное имя Надежда», вышедшая еще в декабре прошлого года. До публикации книгу активно раскручивали, ожидая, видимо, что Савченко обрушится в ней на Россию и Путина. Однако после ее триумфального выхода все как будто онемели, враз «забыв» про эту автобиографию. И, видимо, она так бы и сгинула в забвении, если бы не вызывающее, по мнению политикума, поведение ее автора.

Теперь книга стала своеобразным свидетельством Савченко против Савченко. Из детально и со смаком выписанных подробностей личной жизни вырисовывается категорически иной ее образ, нежели тот, который так старательно ваяли украинские мифотворцы. Это образ взбалмошной, неуравновешенной, неумной особы, к тому же сильно пьющей. Матерщина и сквернословие едва не в каждом абзаце — отличительная характеристика автобиографии Героини Украины. То, о чем иные стыдились бы и вспоминать, автор подает цветасто, с явным удовольствием и похвальбой.

Вот, например, как Надя описывает истоки, так сказать, своего пристрастия к горячительному: «За столом гости пили водку, а мы, дети, игрались в доме… Нам понемногу наливали вина, или того, что мы хотели. Я обычно водку выбирала… К алкоголю мой организм достаточно стойкий был. Я хлопцев на спор перепивала. А напилась, ну так чтобы в «хлам» набраться, я первый раз в 17 лет. Тогда отец еще говорил: «Так, Надя, тебе пить нельзя. Ты страшная в пьянке».

Повествует Савченко и о своих «развлечениях» в Ираке, где она служила в миротворческой группе. Особо веселым выдалось празднование 8 Марта: Надежда ушла в «самоволку», захватив несколько фосфорных гранат, чтобы «поездить автостопом по Ираку». Остановив машину с двумя местными жителями, подсела к ним, выдернула в одной из гранат чеку и бросила еще одну из автомобиля, чтобы полюбоваться взрывом. «Пулю» задержали на блок-посту американцы, надели на нее наручники, взяли под стражу. А потом ее в наказание «с роты в медроту переселили».

Позже, по словам Савченко, ее пытались вернуть на Украину из Ирака за беспорядочные половые связи (в книге используется нецензурное выражение — ред.), но гинеколог написала в медицинской книге «virgo» — и все сильно удивились (Надежда прибегает к матерному синониму этого глагола): «Как это можно полгода с мужиками прослужить и «целкой» остаться?! А так!».

Героиня Украины в деталях рассказывает о разложении и коррупции среди ее сослуживцев в Ираке: «США выделяли на каждую провинцию по «чемоданчику» денег. Не знаю, как в других военных контингентах, а в украинском дальше было так: «чемоданчик» командование ополовинивало (потом половину, которую оно оставило себе, 300 000 долларов, пытались переправить в Украину в гробу с телом одного полковника, умершего в Ираке от сердечного приступа; было и такое)… Зарплаты у украинского контингента были самыми низкими. Куда девался остаток средств, остается только догадываться. Так как армия, которая зарабатывает большие деньги на миссиях, могла бы уже перевооружиться и одеться во все новое. А вместо этого светит голой жопой».

И тут же перекидывает мостик: «Так продолжается и по сегодняшний день, когда в Украине идет война. Наши горе-вояки по-прежнему выполняют миротворческие миссии в Африке и еще много где… Даже не знаю, кому теперь задать вопрос: какого черта? Наши вояки удирают туда от выполнения своей прямой обязанности — защищать свой народ! Зарабатывать бабло в карман себе и коррумпированным генералам и чиновникам? В то время как народ мобилизуют!!! Кому задать этот вопрос? Кому?! Да себе, наверное! Как члену Комиссии по безопасности Украины и народному депутату!».

После возвращения из Ирака на Украину, повествует Савченко, «от такой нудной работы и службы в Бродах году на втором я спиваться начала…»: «Один раз траванулась я в каком-то кабаке «паленкой» (некачественной водкой), и, не доходя до общежития, вырубило меня в каких-то кустах. Ехал на своей машине наш начальник, увидел меня, и вместо того, чтобы помочь, поехал растрезвонивать: «Вон, она в кустах пьяная валяется, еще и в форме!» Ехал наряд из БЧ, помогли мне дойти до общежития. Не то, чтобы я первая или последняя так в кустах спала, да и дело было уже после службы… Больше всего верещали жены военных: «Как она могла?! Она же женщина!» Вот как могла, так и… (нецензурный аналог слова «напилась»)! Но не мне их учить! Большинство их и сами бухают и … (нецензурное обозначение беспорядочных половых связей) не слабо! Пока их мужья в Африке на местах деньги зарабатывают! Но каждая корчит из себя пристойную «пани».

С Майданом у Нади тоже сложилось не все так просто. По ее признанию, она достаточно долгое время колебалась, куда ей примкнуть в противостоянии, выступая за «покой и перемирие». «Я не была каким-то лидером или героем на Майдане. Чтобы быть лидером, надо знать, куда вести! А чтобы быть героем, нужно иметь четкую позицию и решить, на чьей ты стороне. Я не могла решить, потому, что давала присягу и тем, и тем — украинскому народу».

Разочарует патриотов и описание плена, где нет ни пыток, ни угроз. Зато есть приязненные слова в адрес комбата «Зари» Игоря Плотницкого. Вместо того чтобы загонять пленнице иголки под ногти, он угостил ее ананасом. Савченко признается, что большинство ополченцев, с которыми ей приходилось иметь дело, были не «русским спецназом», а местной «зеленой» и даже не служившей в армии молодежью. Дальше — больше. В Воронеже, куда Надежду вывезли, поселили в пригородном отеле. «Я сдала грязный и пыльный камуфляж. Принесли чистое и свежее. Заказала коньяку. Бутылку! Парни-охранники попались веселые, целых две смены подряд, принесли бутылку виски, текилы 2 бутылки, мы заказали креветок и снимали стресс», — откровенничает народный депутат и член ПАСЕ.

В общем, что ни абзац, то самострел. А этот — наповал: «Вот и я иногда так думаю: я такая сильная! Я такая смелая! Но я такая … (нецензурный синоним слова «ненормальная»)!»

В петиции на имя президента о лишении Савченко звания Героя Украины подписанты требуют «провести обследование ее здоровья с обязательной реабилитацией, которые всегда проводятся после освобождения человека из плена». И все же, несмотря на эпатирующие автобиографические подробности, нет сомнения в том, что если бы Савченко после возвращения из Москвы не пыталась сама «идти в президенты», а колебалась вместе с линией «партии власти», никаких петиций о лишении ее звания Героя Украины и подозрений относительно ее психического здоровья не последовало бы.

Алла Ярошинская

Подпишитесь