Posted 20 июля 2016, 11:02
Published 20 июля 2016, 11:02
Modified 31 марта, 02:34
Updated 31 марта, 02:34
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) призвало отстранить всю российскую команду от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Кроме того, там призывают не допускать российских чиновников на Олимпиаду, а министра спорта РФ Виталия Мутко — отправить в отставку.
Окончательное решение об участии России в Олимпиаде через несколько дней примет Международный олимпийский комитет. Игры начинаются 5 августа. Ясно, что нашим функционерам и юристам надо приложить максимум усилий, чтобы спасти ситуацию. Вся неделя пройдет в жесткой кабинетной борьбе. Хотя есть основания считать, что квалификация у наших переговорщиков слабенькая. Иначе не допустили бы ситуации, когда российский спорт оказался у позорного столба, ведь тучи сгущались давно. Но даже при благоприятном исходе нашей олимпийской сборной в такой нервотрепке нормально подготовиться к стартам очень трудно.
Дисквалификациям подвергались спортсмены многих стран. Американские чемпионы, даже самые знаменитые, становились объектами жестких наказаний. Но ни разу не возникало подозрения, что допинговая программа курируется государством. В отношении России такие подозрения возникли. Как нам действовать? Ясно, что политическая демагогия и стенания о притеснениях России, столь востребованные на внутреннем рынке, на международные организации впечатления не произведут.
На мой взгляд, самой эффективной линией защиты будет следующая: надо постараться доказать, что министерство спорта и другие государственные организации не участвовали в антидопинговых процедурах и потому не могут иметь отношения к фальсификации, на которой настаивает химик-беглец Родченков. Но пока взят другой курс: бьют на жалость, не надо, дескать, обижать чистых и заслуженных спортсменов. Эта тактика с англосаксами не сработает. Прецедентное право. Англосаксы в положение не входят и уважают только сухие показания. Если государство участвовало — отстранят государство, сочувствия закон не знает.
Попытки дезавуировать перебежчика (Григорий Родченков с 2006 по 2015 года возглавлял российский ФГУП «Антидопинговый центр», а затем выехал в США, где дал показания, на которых базируется доклад ВАДА, — «Росбалт») по той причине, что он переметнулся на чужую сторону, а предателю нет веры, содержат логический изъян. Есть другой беглец, со значительно более масштабными разоблачениями. Это — Сноуден, которому мы верим и даже предоставили политическое убежище. Кроме того, американцы считают бегство в их страну не предательством, а проявлением здравомыслия, что только усиливает весомость показаний. Суды в США в обмен на показания берут под защиту и не таких свидетелей. Бывает, что клейма некуда ставить, а здесь только мочу выносил. И вообще, мы сами же наградили после Олимпиады Родченкова орденом и признали его лабораторию образцовой.
Конечно, обвинения ВАДА могут быть расценены как часть большой политической игры и как новая атака на Путина, для которого успех Сочинской олимпиады был делом личной чести. Думаю, кстати, что из-за этого мы прозевали Украину и позволили Януковичу проявить свои худшие качества как политика. Но зная о таком отношении, тем более не надо было ходить по краю пропасти. Очевидно, желая выслужиться, чиновники не шибкого ума подставили президента. И, очевидно, даже если Россия зацепится за Олимпиаду в Рио, допинговый скандал станет бесспорным доказательством никчемной квалификации нашего чиновничества.
Наши комментаторы не устают повторять, что с юридической точки зрения доказательства ВАДА слабоваты. Что ж, в позиции ВАДА можно увидеть пристрастность. Эта международная организация состоит преимущественно из американских и канадских специалистов, в ней нет ни одного представителя России. Это тоже вопрос о дальновидности наших функционеров. Действительно, рекомендация ВАДА нарушает презумпцию невиновности, поскольку вместе с провинившимися спортсменами наказаны все остальные члены национальной сборной. Кроме того, решение ВАДА — это дискриминация по признаку гражданства, что категорически запрещено Олимпийской хартией. В истории был единственный случай исключения всей страны из олимпийского движения именно из-за дискриминации по расовым признакам, когда была наказана ЮАР. Однако Олимпийская хартия не допускает контроля правительственных организаций за развитием спорта, а именно это вменяется в вину России. Если решения ВАДА выходят за рамки Олимпийской хартии и попадают в область гражданского права, любая сторона может обратиться в гражданский суд. Но времени до открытия Олимпиады уже не осталось.
Кстати, лишенное за массовые нарушения аккредитации Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) работало в здании Министерства спорта. В феврале 2016 один за другим скоропостижно скончались генеральный и исполнительный директоры РУСАДА. Странная и подозрительная история. С одной стороны, Родченков, безусловно, знал многое. С другой стороны, можно ли строить обвинительную концепцию на показаниях одного свидетеля, который к тому же сам подмешивал пробы и нечист на руку. Никаких симпатий химик-беглец не вызывает, и в России против Родченкова возбуждено уголовное дело.
Национальная система допинг-контроля дискредитирована полностью. Замешано государство или нет, но спортивные чиновники проявили редкую, граничащую с халатностью некомпетентность. Ситуация с мельдонием развивалась с 2014 года. Легкоатлетов предложили отстранить в 2015 году. Можно было провести тысячу исследований, чтобы выяснить, не имеется ли у этого средства кумулятивного эффекта, из-за которого препарат выводится не 36 часов, как написано на упаковке, а значительно дольше? Но чиновники, поднаторевшие в освоении бюджетов, которые гораздо заманчивее таблеток, потеряли связь с реальностью.
Допинговый скандал говорит об уровне нашей спортивной медицины и медицины вообще. Почему китайских чемпионов, которые растут как грибы, не ловят? Хотя в ходе победоносной Пекинской олимпиады попыток было множество. Все честные как на подбор? Сомнительно. В Китае каждому спортсмену-олимпийцу выдают баночку с индивидуальным питанием, у нас все — за одним столом. Спорт в перечне национальных приоритетов не может стоять над интеллектуальными видами деятельности, которые служат фундаментом достижений в современном мире. Только так, а не наоборот. Иначе — перевернутая система ценностей. Пирамида, которую пробовали поставить на острие, в итоге грохнулась.
Иногда я думаю, что если Россию отстранят от участия в Олимпийских играх, это пойдет ей на пользу. Нет, в самом по себе спорте нет ничего плохого. Но спорт не может быть самым главным направлением для удовлетворения национального честолюбия. Лучше удивлять мир в других областях — здравоохранении, образовании, науке, экономике, космосе. Когда спорт заслонил все другие области, по причине того, что там проще и быстрее добиться успеха, тотальные злоупотребления при попустительстве чиновников стали неизбежными. Кокорин и Мамаев — это продолжение истории с мельдонием и украденной мочой.
Спорт прежде был проявлением благородства духа и здорового образа жизни. Сейчас он стал синонимом растления и коррупции.
Сергей Лесков