Posted 16 июля 2016, 21:06
Published 16 июля 2016, 21:06
Modified 31 марта 2024, 02:36
Updated 31 марта 2024, 02:36
Новость последних дней — чемпион мира по боксу в полутяжелом весе Сергей Ковалев передаст семье Романа Симакова, скончавшегося в 2011 году после поединка с ним, весь гонорар от матча с малавийцем Айзеком Чилембой. В этой встрече Ковалев отстоял свои чемпионские титулы по версиям WBA (Super), WBO и IBF. Жест, конечно, благородный, но человека уже не вернешь...
По большому счету, стоило бы вообще запретить профессиональный бокс. Периодически эта идея обсуждается в обществе (правда, не в российском, а в «гнилом западном»), но воз и ныне там. Необходимость такой меры, в первую очередь, вызвана регулярной гибелью людей во время боксерских поединков. С середины XX века и по сию пору так ушли из жизни уже несколько сотен боксеров. Однако смерть на ринге (или после поединка, как умер тот же Симаков, впавший в кому после боя и умерший на больничной койке) - это видимая, надводная часть айсберга. На деле угрозу несет сама концепция профессионального бокса.
Проблема тут лежит в двух плоскостях. Во-первых, существенную роль играют различия в правилах профессионального и любительского бокса. Их не так много, но на смертность на ринге они влияют решающим образом. Например, в любительском боксе бой должен быть остановлен после двух нокдаунов, полученных боксером в одном раунде. В профессиональном же порой и после четырех нокдаунов в одном раунде бой не останавливается. Очевидно, что даже только из-за этого смертность в профессиональном боксе выше в разы.
Максимальная продолжительность боя в любительском боксе не превышает 3-4 раундов. В профессиональном чемпионские бои длятся 12 раундов.
Понаблюдайте эти поединки. Даже очень хорошо подготовленный профессиональный боксер, много внимания уделяющий защите, после 5-7 раунда начинает пропускать удары. Это неизбежно — усталость не способствует концентрации внимания. Чем больше ударов даже средней силы пропустил боксер, тем выше вероятность тяжелого нокаута. То есть, тяжелого сотрясения мозга с потерей сознания, и если не со смертью, то с инвалидностью, тяжелейшими проблемами со здоровьем по окончанию спортивной карьеры.
Еще отличие. В любительском боксе с 1980-х годов используют шлемы. Полностью от нокаутов и нокдаунов они не спасают, но частично удары, безусловно, амортизируют.
Вторая плоскость — это организация соревнований и формула проведения боев. В любительском боксе все просто и понятно. Здесь проходит многодневный круговой турнир. Проигравший выбывает на любом этапе соревнований. В финал выходят сильнейшие.
Без мухлежа, конечно, и в любительском боксе не обходится. Как-то, еще в советские годы, я видел явно договорной бой на турнире памяти Сергея Сивко в Москве. За победу в этом соревновании присуждали звание мастера спорта, так что ставки были достаточно высоки. В финале один из боксеров, мастер спорта, явно более сильный, мощный, высокий, длиннорукий атлет, откровенно «подкладывался» под сущее убожество - пухленького, ничего из себя не представлявшего кандидата в мастера. Мастер давал ему работать, а сам валял дурака, играл в кошки-мышки. Один раз не сдержался (мастерство не пропьешь, все-таки) жестко встретил своего убогого противника. Тот встал, как вкопанный посреди ринга. Рефери по идее должен был бы начать отсчет нокдауна, но не начал, показал — продолжать. Мастер развел руками — дескать, не сдержался, извини. В общем, смотреть на это было противно.
Но все же сама формула проведения соревнований в любительском боксе (круговой турнир) более прозрачна и честна.
В профессиональном боксе, если кто не знает, чемпионатов нет вообще. Да-да, именно так. Чемпионы есть, а чемпионатов нет. Как это получается? А вот так. Проводятся так называемые матчевые встречи «за звание» чемпиона мира, Европы, какого-то межконтинентального чемпиона и так далее. В организационной стороне этих матчей может разобраться только тот, кто их устраивает. Для остальных это тайна. Начнем с того, что матчевые встречи организуются как минимум по 5 (пяти - не обсчитайтесь!) версиям.
Можете себе представить, чтобы чемпионат Европы или мира по футболу проходил по пяти версиям? И я не могу. А тут - пожалуйста.
То, как определяется соперник будущего чемпиона - это вообще песня. Причем тоже сугубо закулисная, тайная. Знатоки профессионального бокса говорят «есть рейтинги». Есть, конечно. В каждой из пяти версий — свой. Иногда эти версии пересекаются. Ну, тут, с точки зрения здравого смысла, вообще очень сложно разобраться — кто и чего чемпион.
Ну, ладно, хорошо, пусть рейтинги. Но как они составляются? По каким принципам? Тоже не очень понятно. Говорят, что по результатам рейтинговых поединков.
Ок! Пусть так. Но тогда пусть мне объяснят, почему нередко в бою за звание чемпиона мира участвуют не первый и второй номера, а, например, первый и восьмой, первый и девятый?... Это как? Да никак! Такие вопросы, обычно никто и не задает. Кто-то, скрытый от постороннего глаза, решил, что действующий чемпион должен биться с претендентом, находящимся аж на девятой строчке данного рейтинга. Значит, так тому и быть.
В итоге получается, что против чемпиона выходит явно более слабый противник. А это значит, что вероятность нокаута, потери здоровья для него весьма велика. Вы спросите: почему такие правила? Да потому, что, как в свое время совершенно справедливо заметил один из лучших знатоков профессионального бокса Владимир Гендлин, это прежде всего шоу (он, естественно, вкладывал в эти слова сугубо положительный смысл), а уж потом спорт.
А в шоу главное — зрелище, которое должно привлечь максимальное число зрителей. А значит, рекламы, а значит, дохода. Чем более кровавым и драматичным будет это зрелище, тем лучше, что ж тут непонятного. Конечно, не всегда все так кроваво и трагично, как в поединке Ковалева и Симакова, о котором было упомянуто в начале этой статьи. Иногда промоутеры договариваются о проведении ровного поединка, без нокаутов. Или с нокаутом, но липовым. Победитель, естественно, известен заранее. Не зрителям, конечно, а промоутерам. А зрители, как на ипподроме, простодушно делают ставки...
Еще один момент. Миллионные гонорары чемпионов, будоражащие воображение обывателя, из числа самих спортсменов получают считанные единицы. Большинство рабочих лошадок профессионального бокса это люди, которые рискуют своими жизнями и здоровьем за копейки.
Один известный российский тренер рассказывал мне в свое время (дело было в 1990-е), что в США некоторые незвездные боксеры-профессионалы «мухачи» выходят на ринг, получая 400 долларов за бой. Так вот, больше двух боев в месяц на профессиональном ринге по американским правилам проводить нельзя. Но на 800 долларов в месяц в Америке..., да что в Америке, и в России уже тоже, особо не разгуляешься. Чтобы подзаработать, ребята переезжают в другой штат и проводят еще пару боев.
Для понимания: вопреки устоявшемуся обывательскому мнению, нокаутов и нокдаунов в легчайших весах больше, чем в тяжелых. То есть, боксеры рискуют жизнью и здоровьем за суммы, не дотягивающие в общей сложности даже до прожиточного минимума в месяц.
Российские профессионалы, в том числе уровня мастера спорта, начинают свою профессиональную карьеру, получая по 100 долларов за бой. Посчитайте, сколько это будет в рублях. Даже при нынешнем курсе — явно негусто, а уж несколько лет назад эта сумма не дотягивала даже до реального прожиточного минимума. А ведь они, повторю, рискуют жизнью.
Можно, конечно, сказать, что этих людей никто не заставляет выходить на ринг, они сами сделали свой выбор. Ну, так и наркотики и другой криминал люди зачастую тоже сами выбирают. Значит ли, что все это нужно легализовать?
Да, все в этой жизни меняется, и профессиональный бокс понемногу тоже. Однако изменения эти касаются главным образом продолжительности боев. Так, в XIX веке порой бились и по 100 раундов (если, конечно, боксеры выдерживали). В начале XX века бой длился 20 раундов - вспомним «Мексиканца» Джека Лондона - именно столько должен был сражаться герой этого рассказа. Во второй половине прошлого века максимальную продолжительность поединков сократили до 15 раундов, в конце и по сию пору — до 12. Однако и это очень много. Тенденция сокращения количества раундов в одном бою, видимо, будет продолжена, но, как было сказано, проблема не только в этом.
Менять надо всю систему. А лучше просто отменить профессиональный бокс. Запретили же в свое время гладиаторские бои, и ничего, живем как-то.
А для любителей адреналина есть любительский бокс. Этого более чем достаточно.
Александр Желенин