Posted 6 июля 2016, 17:51

Published 6 июля 2016, 17:51

Modified 31 марта, 02:44

Updated 31 марта, 02:44

Страна, где умирает…

6 июля 2016, 17:51
Смерть футбольных клубов — это симптом совсем не спортивного свойства. Исчезновение футбола в регионах означает, что по всей России умирает предпринимательство.

В еженедельнике «Футбол», который в последние пару лет неожиданно «ожил» и стал вдруг читабельным, интересная статья «Страна, где умирает футбол». Автор пишет, что за последние четверть века в стране «умерло» 300 футбольных клубов, и это, дескать, столько же, сколько сейчас профессиональных футбольных клубов, например, в Германии.

«По таблице чемпионата СССР высшей, первой и второй лиг (и городам в скобочках) мы учили столицы республик и их административные центры. Сейчас там остались бы только Москва, Питер и немного Краснодара».

Спортивные журналисты, однако, не понимают в полной мере того, что пишут. Речь-то ведь на самом деле должна идти не о футболе, как бы мы его ни любили. Смерть футбольных клубов — это симптом совсем не спортивного свойства; это означает, что в регионах понемногу умирает предпринимательство. И не просто «футбол» утекает из регионов — эту потерю мы все, да-да, еще как-то смогли бы пережить; нет, из регионов уходит попросту сам бизнес как таковой.

Что я имею в виду? Да все просто на самом деле: в «закрывшихся» для футбола городах, во всех этих Братсках, Прокопьевсках и Арзамасах, о которых пишет Вдовин, исчезает независимый, он же местный бизнес. Местные разоряются, на их место приходят холдинги, в подавляющем большинстве случаев имеющие штаб-квартиру в Москве (хотя и не всегда — вот «Северсталь» формально все еще вроде как базируется в Череповце).

Оттого и исчезают ФК — футбольные клубы. ФК в провинции — это игрушки для местных богатеев, способ потешиться и повеселиться, поразвивать местный патриотизм. Мне всегда вспоминается в этой связи пример футбольного клуба «Томь» из Томска: изначально его делали и финансировали сибирские нефтяники, «Томскнефть». Потом Томскнефть поглотил ЮКОС — и сразу же у «Томи» пошли перебои с финансированием: московская «головка» уже, естественно, не хотела тратить свои деньги на какой-то там провинциальный футбольный проект «с претензиями» в сибирской тайге. Клуб с тех пор с переменным успехом борется за существование, даже письма Путину писал, за счет этого получал поддержку чиновников — но все равно «это уже не то». Собственнной финансовой базы он лишен.

И так по всей стране. Простая взаимосвязь: если отсутствует как класс сильный местный бизнес — откуда взяться футбольным клубам? Города чаще всего сами банкроты, а области могут из своего бюджета «ради имиджа» и, понятно, воровства тянуть не больше одного какого-нибудь клуба. Ну, а московским холдингам, понятно, совершенно не надо разрешать своим «дочкам» в регионах тратиться на какие-то футбольные глупости, когда у них у всех одна задача — отправлять деньги в центр.

Так что оскудение футбольной жизни — это, на самом деле, грозный симптом отнюдь не только для футбола или там спорта вообще. Уже сейчас в чемпионате страны 5 клубов представляют Москву, еще один из Питера — а всего их 16. Оскудевает не футбол — оскудевает экономическая жизнь в провинциях. Повсюду в стране.

Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.

Подпишитесь