Posted 28 августа 2015, 11:22
Published 28 августа 2015, 11:22
Modified 31 марта, 06:34
Updated 31 марта, 06:34
Энтео-подобных религиозных активистов уже стали называть «православным талибаном». И правда, похоже. Талибы уничтожали статуи Будды (а православные "талибы" – экспонаты в Манеже и, предположительно, горельеф с Мефистофелем на Лахтинской улице в Петербурге), потому что это оскорбляет их религиозные чувства. За талибами стоят законы шариата, за "православными талибами" – закон об оскорблении чувств верующих. На иноверческую (а тем более атеистическую) культуру и тем, и другим плевать. Разница пока что в масштабах – но дайте срок: они и до статуи Антокольского (сидящий Мефистофель; Русский музей), и до квартиры Шаляпина (пел Мефистофеля!), и до оперный сцены доберутся. До «Тангейзера» в Новосибирске уже добрались.
"Православный талибан" вполне себе покрывается идейно московской патриархией. Да, конечно, официальные церковные спикеры – Легойда и Чаплин – заявляют, что если в действиях энтео-подобных есть состав преступления, то это дело суда. Но их лукавство (и стоящий за ними лукавый) не должны обманывать. Энтео – прихожанин московского храма, духовником или настоятелем прихода ему вполне может быть выражено порицание, на него может быть наложена епитимья. Но вы хоть раз слышали, чтобы духовные пастыри Энтео осуждали? И не услышите. Потому что такой извод православия – плоский, злобный, невежественный, пропитанный дешевым бытовым мистицизмом – и есть нынешнее православие.
Чтобы понять это, не обязательно знать изнутри жизнь рядового прихода (настоятель обязан славословить начальство и выполнять тайный - официальной отчетности нет – план денежных отчислений епархии; он при этом бесправен, никаких официальных зарплаты и контракта на службу у него нет; в глухой приход он может быть задвинут на раз-два). Не обязательно также слушать торжественные, бессмысленные, полные восхвалений церковного начальства проповеди в каком-нибудь Елоховском соборе. Не обязательно разглядывать фото многочисленных образцово пышных и вульгарных резиденций Патриарха, каждую из которых следовало бы назвать «Игольное ушко».
Достаточно полистать самую популярную на сегодняшний день душеспасительную книжку - православный бестселлер «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Это наилучший образец «православия для бедных», настоящая апология бытовой обрядности. И про изображение Мефистофеля, которое следует уничтожить, там тоже есть.
Эта увлекательно написанная книжка страстно убеждает читателя, что православие - не столько культура или нравственный код, сколько набор обязательных бытовых уложений, типа «согрешил – помолился – покаялся».
Вот парочка характерных эпизодов.
Одна из героинь, глубоко православная воровка, заведующая плодоовощной базой, ложится на пустяковую офтальмологическую операцию, где Господь ее убивает. (Ну не врач же? Операция ведь рядовая). За что гнев Божий? За воровство? Да нет, воровству бог Шевкунова вполне попускает (вера ничуть не мешала воровке воровать; про осуждение воровства ее духовником, знаменитым о. Иоанном Крестьянкиным, Шевкунов не сообщает – но рассказывает о том, что краденое богомольная воровка жертвовала церкви, которая, таким образом, состояла в доле). Однако бог Шевкунова не прощает воровке того, что она ложится на операцию без благословения духовника. О, вот это грех так грех!
Другой эпизод: у милицейского начальника попадает в аварию сестра. Она в тяжелом состоянии; множественные и сочетанные травмы, включая закрытые переломы. Шевкунов указывает верный путь к спасению: молитва перед святой иконой Владимирской божьей матери. Начальник молится, и – о, чудо! – операция больше не нужна. Раздробленные кости как-то так сами собой сложились в целое. (Я эту главку прочитал хирургам отделения военно-полевой хирургии ВМА, где после аварии лежал мой пасынок. Не буду передавать их реакцию.)
Ну, и изображение Мефистофеля – это тоже важный эпизод. Один ученый, друг автора, попросил освятить новый дом. У о. Тихона, однако, возникли проблемы: черный пудель хозяев его невзлюбил. Но о. Тихон понял, где зарыта собака и кто в черном пуделе сокрыт: собака – нечистое животное вообще, а уж черный пудель и вовсе воплощение сатаны (читайте «Фауста»). Вдобавок владельцу дома подарили на новоселье чугунную скульптуру знаменитого каслинского литья, изображающую все того же Мефистофеля! Что делает глубоко православный о. Тихон? Он топит статую в реке. И, полагаю, лишь остатки светского гуманизма не дали ему точно так же поступить и с песиком.
Хочу ли я сказать, что архимандрит Тихон виновен в науськивани своей книжкой таких, как Энтео, на православные погромы? Как писатель – конечно, нет! Книжка – всего лишь книжка, и Булгаков «Мастером и Маргаритой» вовсе не укрепляет зло в душах. На каждого писателя есть литкритик, на каждую книжку другая книжка, и тех же вариантов «Фауста» тьма (включая ценимого мной «Мефистофеля» Клауса Манна о становлении нацизма и фашизма).
Но проблема в том, что в нынешней русской православной церкви нет никого, кто мог бы быть оппозицией о. Тихону - все заткнуты, разгромлены, запрещены. Андрей Кураев лишен кафедры (после того, как занялся проблемой совращения детей и подростков в РПЦ). Георгию Митрофанову запрещены интервью и публичные выступления (и это лишь начало списка). Да, когда-то мы могли гордиться русской философской православной мыслью (Леонтьев, Флоренский, Булгаков), но это было век назад. Зайдите сегодня в хороший магазин с религиозной литературой и попросите дать почитать что-нибудь современное уровня Розанова. На вас посмотрят с печалью. Ничего этого нет. И наше счастье, что энтео-подобные не умеют читать: иначе пожгли бы и вековой давности розановских «Людей лунного света», и бердяевский «Эрос и личность».
И вот в складывании этой пустыни, в поглощении ею всего живого виноват уже и архимандрит Тихон как архипастырь.
Виноват, среди прочих и в числе прочего, в том, что и государственная, и государственно-православная идеология у нас сегодня просты, как штаны пожарного. Типа, мы – высочайшая духовность, а все, кто против нас, - слуги сатаны, и думать тут нечего, и спорить нельзя.
Разница между государством и церковью лишь в том, что движение «Божья сила» громит выставки в Манеже и зачищает фронтоны домов, а обобщенное движение «В Путине сила» громит НКО, фонды поддержки науки типа «Династии» и зачищает страну от лучших умов.
Скучно жить на этом свете, господа, когда светоч таков.
Что-то подобное, впрочем, уже писал религиозный русский писатель Гоголь.
Дмитрий Губин
Перейти на страницу автора