Posted 1 июля 2015, 13:26
Published 1 июля 2015, 13:26
Modified 31 марта 2024, 07:24
Updated 31 марта 2024, 07:24
А что мы знаем об ИГИЛ, кроме того, что это террористическая группировка?
Контролируемая территория — 250 тыс. кв. км (октябрь 2014 г.). Сейчас меньше, но не сильно. Проживающее население - примерно 10–12 млн человек по оценке лидера курдов, Массуда Барзани. Весьма вероятно, что цифры завышены, но очевидно, что речь идет о населении в миллионы человек.
Вооруженные силы. Тот же Барзани оценивал в октябре 2014 г. вооруженные силы ИГИЛ в размере до 200 тыс. человек. Цифра представляется крайне завышенной. Более консервативные оценки: 20–30 тыс. человек.
Про деньги. Все крайне неплохо. ИГИЛ зарабатывает $1 млн в день по самым скромным прикидкам. Есть несколько взглядов на ситуацию. NYT по приведенной выше ссылке пишет про грабительские налоги (50% с зарплаты, 20% с компаний), Slon пишет про 2,5% с лавки и "либеральную" экономическую политику. В любом случае, нефть и выкуп за заложников не являются основой экономической политики ИГИЛ.
Всего по оценке NYT:
— налоги и шантаж принес ИГИЛу 600 млн;
— награбленное — 500 млн;
— нефть — 100 млн;
— выкупы — 20 млн.
Среди налогов, разумеется, фигурирует джизья, налог на христиан. Христиане, уплачивающие этот налог, получают возможность жить в относительной безопасности. При этом они, разумеется, все равно являются гражданами «второго сорта» и поражены во многих правах.
Международная поддержка. Более 30 джихадистских группировок из 18 стран, начиная от Боко Харам и заканчивая имаратом Северного Кавказа, присягнули на верность ИГИЛ. Считается, что особое влияние ИГИЛ имеет сейчас в Ливии, где максимально распространены его ячейки.
Внутренняя политика. Джихад–джихадом, а многомиллионным населением надо как–то управлять. В основе, разумеется, шариат с его бесчеловечными методами: отрубание различных частей тела, побивание камнями, скидывание с крыши зданий, все это обычное наказание за нарушение норм шариата. Невольничьи рынки, наложницы, детская эксплуатация, в том числе сексуальная — норма жизни.
При этом в стране работают коммунальные службы, медицина бесплатна и спонсируется, а школы работают. Разумеется, обучение происходит своеобразно: физкультура, психология, искусства, философия — запрещены. В общем, знакомые черты тоталитарного государства.
Кто противостоит ИГИЛ? Все. У Халифата не может быть друзей, только подданные и враги. Поэтому с ИГИЛ воюют войска Башара Асада, умеренные сирийские повстанцы, курды, иракская армия. Регулярно бомбят ИГИЛ США, Великобритания и все монархии Персидского залива. Наиболее эффективно, бодро и весело против ИГИЛ воюют курды. Практически все, что было отбито у ИГИЛ — дело рук пешмерга, военизированной курдской милиции. Последняя новость — курды выбили ИГИЛ из Кобани, одного из ключевых городов на границе с Турцией.
Идеология. Вот тут — самое интересное. Год назад Абу Бакр аль–Багдади объявил себя халифом, то есть фактически правителем всего исламского мира, наместником пророка Мухаммеда на земле. Де–юре халифат не существует с 1924 года – с тех пор в Турции свершилась революция и был свергнут последний султан Османской империи (он же последний халиф). Но аль–Багдади не признает османских султанов настоящими халифами, потому что они жили не по шариату. Себя он считает восьмым халифом в истории. Это значит, что все мусульмане мира после появления халифа должны принести ему клятву верности и повиноваться, а по возможности немедленно эмигрировать в Ирак, где Абу Бакр аль–Багдади и проживает.
Дальнейшая цель Халифата — максимальное расширение своих границ и подготовка к Судному дню и Последней битвы. Больше ничего. Отсюда следует, что у халифата не может быть союзников, а все мусульмане, которые не поклялись на верность халифу, являются врагами и заслуживают уничтожения. Собственно говоря, эта "фишка" ИГИЛ с расстрелами пленных мусульман во многом поспособствовала укреплению морального духа сирийской армии.
Вооружение. Основное тяжелое вооружение ИГ захватил во время вторжения в Ирак и взятия Мосула со складами вооружения для иракской армии. Согласно недавней информации от CNBC по итогам захвата Мосула ИГ обогатилась следующим тяжелым вооружением: 40 вполне себе достойных M1A1 Абрамсов, стоимостью $4,3 млн за штуку; 52 устаревшие, но мощные артиллерийские установки M198 Howitzer стоимостью $0,5 млн за штуку; 2300 Хамви, каждый по $70 тыс.; 74 тыс. пулеметов.
После того как в мае этого года иракская армия снова продемонстрировала блестящие навыки отступления, сдав Рамади (население 850 тыс. человек), в руки ИГ снова попали сотни единиц тяжелой техники, включая Хамви и артиллерию. Помимо американского вооружения у ИГ есть много советского, захваченного у противников: устаревшие Т–55/62, БМП и БРДМ. Также встречаются китайские, югославские и европейские образцы стрелкового вооружения.
Вербовка и особенности пропаганды. Как и в любом тоталитарном государстве, в ИГ есть свой аналог министерства пропаганды – Исламское управление общественной информации. Оно отвечает за разработку и изготовление агитационных видеороликов и фильмов для интернета, донесение до населения важных решений ИГ, контрпропаганду и работу с молодежью.
При этом технические и дизайнерские решения вполне соответствуют современным требованиям. Например, журнал Dabiq – официальный вестник ИГ - по своей верстке напоминает The Economist. Разумеется, он переводится на английский язык.
Основной посыл всей пропаганды заключается в том, что ИГ показывается как единственно правильное место для жизни всех мусульман. Те же самые отвратительные убийства христиан, шиитов, суннитов, воевавших против ИГ, все эти видео служат все той же роли – пропаганда. ИГ поступает, как завещал пророк Мухаммед. ИГ живет по шариату. ИГ воюет с неверными, как завещал пророк. ИГ защищает мусульман.
Дальше начинается кастомизация. И здесь ИГ по сути революционизирует процесс вербовки своих сторонников, пользуясь всеми техническими возможностями донесения информации. Это не только видео на YouTube, это все социальные медиа. В своей пропагандистской работе ИГ работает на уровне лучших маркетологов: четко определяя целевую аудиторию и находя оптимальные каналы донесения информации. В своей пропаганде ИГ позиционирует себя не столько как террористическую группу, а как образ жизни. И для каждой целевой аудитории – это свой образ. При этом база все та же– утопическая мусульманская идиллия по заветам пророка.
Для подростков –мальчиков транслируется, что ИГ – это прикольно и круто. Вот несколько мнений подростков из западных стран:
1. Девушка пишет: «I had a massive row with two of my best friends who were talking about going over to Iraq to fight. They talked about it like it was going to be a fun holiday». (Мои друзья болтают о поездке в Ирак на войну. Они считают, что это будут забавные каникулы».
2. Мнение подростка: «He states his dedication to his faith and the "will of Allah" as the primary reasons for this decision. However, the people he is talking to about this decision (he refuses to tell me whom) also promise "loads of money, guns and good girls". (В качестве основных причин он называл свою веру и волю Аллаха. Однако потом добавил, что «люди»обещали ему «кучу денег, пушки и хороших девочек»).
3. Мнение подростка: «It's like a way to prove not just that you're a proper Muslim, but a proper man». «Это (присоединение к ИГИЛ) способ доказать, что ты не только настоящий мусульманин, но и настоящий мужчина».
Большое внимание уделяется вербовке девочек. Вот одна из историй (обратите внимание, насколько активно используется твиттер).
Работа с молодежью, разумеется, поставлена на поток в самой Сирии и Ираке. В прекрасном видео от Vice News демонстрируются мальчики возраста 9–12 лет, которые только и ждут, когда им стукнет 15, чтобы поехать обучаться в военные лагеря ИГ. Сколько таких мальчиков будет бегать по черными флагами через несколько лет, не знает никто, но известно о 400 подростках, завербованных в лагеря.
Вождь мирового джихада
Настоящее имя — Ибрахим Али аль Бадри аль Самарра. Родился в 1971 году. Вел ничем не примечательную жизнь, играл в футбол, был достаточно тихим человеком. Получил докторскую степень по истории и исламу. А в 2003 году этот тихий и спокойный человек организовал вооруженную группировку Jaish Ahl–Sunna wal Jamaa для борьбы с оккупационным режимом. Самое удивительное, что об этой группе неизвестно ровным счетом ничего, кроме того факта, что она существовала.
Далее с 2005 по 2009 г. он содержался в американском фильтрационном лагере в Букка. Считается, что именно там он познакомился со многими ключевыми людьми из Аль–Каиды и других террористических группировок.
А после происходит странное. Лидера иракской ячейки Аль–Каиды Заркави убили еще в 2006 году. Ему наследовал Абу Омар,которого убили в 2010 году. А затем новым лидером становится наш «герой», вышедший на свободу только в 2009 году.
Дальнейший путь значительно более понятен. В Ираке 2010 года джахидистскому подполью было нелегко, но тут началась гражданская война в Сирии, что принесло много пользы Аль–Каиде и всем исламистам. Абу–Бакр свой шанс не упустил и в 2012 году перебросил часть своих людей в Сирию. В скором времени Исламское государство Ирака (так тогда называлась ИГ) стало реальным конкурентом Jabhat Al–Nusra, сирийскому офису Аль–Каиды.
В 2014 году Завахери, глава Аль–Каиды, потребовал, чтобы Абу–Бакр ушел в Ирак, оставив Сирию Аль–Нусра, и получил отказ. После чего и было провозглашено создание Исламского государства Ирака и Леванте.
В марте 2015 года Абу–Бакр был серьезно ранен во время авиаудара и до сих пор окончательно не оправился.
"Крестоносцы", или любое действие порождает противодействие
Преследование и массовые убийства христиан не могли не породить ответную реакцию в мире. Папа Франциск заявил, что «при нашем молчаливом согласии мы видим наших братьев и сестер, обезглавливаемых и распинаемых за веру в Христа»
Архиепископ Сильвано Томази, представляющий Ватикан в ООН, достаточно прямо заявляет о необходимости международной интервенции для предотвращения происходящего геноцида.
Тем временем, начиная с американской операции в Ираке, среди солдат США возникла субкультура «крестоносцев». В глазах исламистов американцы были «неверными» (kafir) и язычники (infidel), что отразило свое воплощение в татуировках и майках солдат. Разумеется, в ход пошла и тема свиней.
Успехи ИГ на поприще войны с христианами привела к новому всплеску «крестоносцев». Так, не менее 100 американских граждан по собственной воли поехали воевать в Сирию с ИГ.
Близкий финал?
Ключевая новость последних дней – успешное продвижение пешмерга, курдской милиции. В настоящий момент передовые части курдов стоят в 35 милях от Ракка, сирийской столицы ИГ. Основой успешного наступления курдов стало распыленность сил ИГ и попытка расширяться во все стороны. В условиях численного превосходства сил противостоящих ИГ и перманентных ракетных ударов западных стран данная тактика выглядит весьма спорной. Vox приводит следующее соотношение сил:
— ИГ – 100 тыс бойцов;
— Иракская армия – 48 тыс. + около 100 тыс. шиитской милиции;
— Пешмерга – 190 тыс.
Именно численное превосходство курдов вкупе с ракетными ударами США привели к поражению ИГ под Раккой.
Означает ли это конец ИГ? Мне представляется сомнительным. Курды способны добить исламистов, но против этого резко выступает Турция, которая готова ввести свой контингент в Сирию. Также следует учесть, что курдов и арабов объединяет кроме веры только взаимная ненависть и успехи курдов могут привлечь новых бойцов под флаги ИГ.