Posted 26 мая 2015, 15:11

Published 26 мая 2015, 15:11

Modified 31 марта, 07:56

Updated 31 марта, 07:56

Дипломатическая провокация

26 мая 2015, 15:11
Партнеры в Европе Москве не нужны и к компромиссам она не готова. Такой вывод можно сделать из скандала вокруг одного из наиболее лояльно настроенных к Кремлю депутатов Бундестага Карла-Георга Вельмана, которого не пустили в Россию.

Партнеры в Европе Москве не нужны и к компромиссам она не готова. Такой вывод можно сделать из скандала вокруг одного из наиболее лояльно настроенных к Кремлю депутатов Бундестага Карла-Георга Вельмана.

Гость из Германии прилетел в российскую столицу по приглашению двух довольно известных россиян: помощника президента России Сергея Глазьева и председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева. Первый известен своими крайне резкими заявлениями в адрес Евросоюза и Украины, второй, напротив, в последнее время прямо высказывается о необходимости поиска компромисса.

Однако до Москвы Вельман не доехал. В аэропорту «Шереметьево» ему не дали пройти контроль по дипломатическому паспорту. По словам самого депутата Бундестага, он почти два с половиной часа препирался с пограничниками. Затем сотрудники ФСБ (погранслужба является ее структурным подразделением) отвели его в отдельное помещение. При этом с ним разговаривали на повышенных тонах и даже иногда кричали. Причем по-русски.

Далее эксперту по России, Украине и постсоветскому пространству, постоянно консультирующему руководство Христианско-демократического союза (ХДС), в который входит и нынешняя канцлер Германии Ангелы Меркель, объявили, что он является невъездным до 2019 года и должен покинуть российскую территорию. Однако это оказалось невозможно — пока продолжался скандал, все самолеты на Берлин улетели. Так что Карл-Георг Вельман вынужден был ночевать в аэропорту. А с утра у него отобрали паспорт, препроводили на борт воздушного судна и лишь там вернули документ.

Что поразительно, по словам самого Вельмана, его позиция в отношении России осталась неизменной. Он выступает за скорейшее нахождение компромисса с Кремлем и снятие взаимных санкций. Иррациональные, на первый взгляд, действия российских пограничников, выставивших за дверь немецкого гостя, не заставили депутата Бундестага ополчиться против России или сделать какие-то резкие заявления, на что явно рассчитывали те силы в Москве, которые организовали эту дипломатическую провокацию. Он лишь сообщил, что известил о происшествии МИД ФРГ и ведомство федерального канцлера.

От них и последовали резкие комментарии по поводу случившегося. Посольство Германии направило в российский МИД официальный протест. Ну а немецкое дипломатическое ведомство заявило, что там не видят причин для отказа Вельману во въезде в Россию. Решение российских властей в Берлине назвали «непонятным и неприемлемым».

Параллельно Германия фактически свернула с Россией контакты по дипломатической линии. Свой визит в Москву до выяснения причин произошедшего отложил, в частности, вице-президент бундестага Йоханнес Зингхаммер, который должен был провести ряд встреч в МИД РФ.

Между тем российские СМИ уже фактически раскрыли главную причину, по которой Вельмана не пустили в Россию. Государственные медиа называют его не иначе, как председателем немецко-украинской парламентской группы. На это делается такой упор, что сразу становится понятным — именно это и было причиной. Таким образом, та часть российской власти, которая выступает против поиска компромисса с Западом, по мнению самого Вельмана, пытается помешать переговорам и прекращению новой «холодной войны» России с Евросоюзом.

Создается ощущение, что немецкого депутата могли позвать специально, изначально предполагая демонстративно отказать ему во въезде. Как иначе можно понять сообщения о том, что, оказывается, в России водится в действие свой список невъездных иностранных политиков, а также резкое заявление в «твиттере» председателя комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Слуцкого. «Отказ во въезде депутату Бундестага - закономерный ответ России на санкции, - написал он. - Времена, когда мы молчали, прошли. Европе и США пора привыкнуть». При этом стоит отметить, что Слуцкий долгое время бок о бок работал с одним из приглашавших Вельмана политиков - Константином Косачевым, будучи его заместителем в комитете Госдумы по международным делам.

Впрочем, не так уж и важно, была ли это спланированная кем-то провокация, или же случайное попадание в список «нежелательных» в России лиц одного из симпатизирующих России немецких политиков только за то, что он является главой парламентской группы по сотрудничеству с украинским парламентом. Важен результат: Германию еще раз удалось убедить в том, что российские власти любую уступку воспринимают как слабость и стараются сразу же перейти в наступление.

Не успели на Западе заговорить о возможности смягчения санкций, пусть не в июне, но уж наверняка в конце года, как какие-то недальновидные деятели в России решили немцев поторопить. Что это они, мол, в июне не хотят отменять? А Карл-Георг Вельман, решив приехать в Россию впервые с конца 2013 года, угодил, что называется, «под раздачу». И никого не волнует, как в реальности немецкий политик относится к России, и что он говорил, например, на пресс-конференции в «Росбалте», когда последний раз приезжал в Москву.

Главное, чтобы какие-то деятели могли потешить свое самолюбие и, например, отомстить за запрет на въезд себя любимых в ЕС. А дипломатия и интересы Российской Федерации подождут.

Иван Преображенский

Перейти на страницу автора

Подпишитесь