Posted 7 мая 2015, 12:49

Published 7 мая 2015, 12:49

Modified 31 марта, 08:13

Updated 31 марта, 08:13

Почему День Победы стал оружием

7 мая 2015, 12:49
Сергей Лесков
Праздник 9 мая неожиданно приобрел для нас черты той национальной идеи, которую безуспешно искала Россия всю посткоммунистическую эпоху. Он сделался точкой сборки гражданского общества, хотя надолго ли, сказать трудно.

Сегодняшний День Победы – последний юбилей, который встречают еще немалое число участников войны. Человеческий век не вечен, и до 80-летия Победы дотянут единицы, редкие столетние долгожители. Мы не можем вообразить, как будет отмечаться 80-летие Победы. Как еще пару лет назад никто и представить не мог, какими окажутся нынешние торжества. Но ясно, что в такой напряженной атмосфере наша страна свой самый важный праздник еще не встречала. День Победы превратился в щит, который мы выставили против враждебного Запада.

Для справки. Вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в 2015 году ветеранов и участников войны осталось 217 тысяч. Подсчет необходим, потому обещано выплатить каждому по 7 тысяч рублей единовременно. Юридически в число ветеранов включаются не только фронтовики, но и те, кто работал в тылу. В 2008 году Путин подписал указ, согласно которому всех нуждающихся ветеранов к 2010 году надо обеспечить жильем. Программа не выполнена, хотя в 2014 году квартиры получили 14 тысяч ветеранов. Есть еще несколько категорий граждан, которые получают грошовые льготы: несовершеннолетние узники фашизма, жители блокадного Ленинграда, вдовы солдат, погибших в войнах с Финляндией и Японией…

Чем же нынешний День Победы не похож на все предыдущие? Отличия огромные. Раньше это был день памяти и скорби. Теперь – продолжение затяжного противостояния с недругами. Не говорится, но подразумевается: мы пережили войну, переживем и охлаждение отношений с Европой и Америкой, которые чуть не единым фронтом отказываются посетить парад 9 мая.

Никогда к этому параду не готовились с такой серьезностью. Военная техника, которая пройдет по Красной площади, превратилась в элемент актуальной политической битвы. Юбилейный парад - не столько память о минувших боях, сколько устрашающий знак о возможных конфликтах в будущем. И мне кажется, что марш-бросок «Ночных волков» в Берлин, какие бы мотивы ни предлагали лукавые байкеры, в действительности имел ту же цель. «Ночные волки» остались дома, а на Красную площадь им проситься поздно…

И потому не надо удивляться странной картине государственных расходов на юбилей. На рекламу и PR-сопровождение торжеств потрачено 1,9 миллиардов рублей. 1,5 миллиарда – праздничные салюты, парады. 215 миллионов рублей заплачено телевидению за трансляцию парада. 150 миллионов выделено совсем не бедному РЖД на имиджевый проект об участии железных дорог в помощи фронту. На этом фоне показательно, что на продуктовые наборы ветеранам наскребли 390 миллионов, на лекарства – 150 миллионов, а на приобретение жилья – 580 миллионов рублей.

Живые люди у нас всегда позади политического антуража. Ветераны Великой войны уже пожертвовали многим, так что им к терпению не привыкать. Впрочем, есть еще расходы местных бюджетов. Отцу моего приятеля, 90-летнему участнику войны, местные власти предложили бесплатный поход в парикмахерскую или (на выбор) услуги прачечной, но только с прямым бельем. Действительно, еще надумает старик фасонную одежду принести.

СССР, страна-победительница в Великой войне, не дожила до 70-летия Победы. Мы часто задаемся вопросом, как развивалась бы Российская империя, если бы не Первая мировая и революция? Но почему-то не звучит столь же законный вопрос: как бы сложилась судьба СССР, если бы не Вторая Мировая? Так или иначе, но сегодня Россия окутана более плотной и сплоченной изоляцией, чем в эпоху, когда страной командовали коммунисты, столь враждебные всей «мировой закулисе». Мрачный Молотов находил любезных собеседников проще, чем дипломатичный Лавров.

Части расколовшегося великого государства пытаются найти собственную национальную идентичность. Проще решить эту задачу не на создании проектов будущего, а на переосмысливании общей истории. О сложении национальной мифологии на Украине и в Прибалтике сказано достаточно, но в этой ситуации День Победы неожиданно приобрел для нас черты той национальной идеи, которую так безуспешно искала Россия всю посткоммунистическую эпоху.

Еще несколько лет назад трудно было предположить, что возникнет национальный консенсус и к спасительной национальной идее уже не придется взывать громче, чем посреди темной ночи молился в ужасе одиночества бурсак Хома Брут. День Победы стал точкой конденсации и сборки гражданского общества, хотя надолго ли сохранится это единство, сказать трудно. История неоднократно доказывала, что экономические трудности способны подточить патриотическое ликование.

Парад на Красной площади в нашей истории собирал высоких заморских гостей нечасто, это исключительные случаи. Но сегодня непочтительное отношение к нашему главному параду, что бы ни говорилось на сей счет, воспринимается не как отдельный эпизод, объяснимый политической конъюнктурой, а как оскорбление самой национальной идеи государства Российского. Некоторые иностранные лидеры, как, например, Порошенко, проведут 9 мая в Варшаве, что для нас (с учетом исторических коллизий 1930-1940-х годов) выглядит, как нелепый политический казус.

Обязательным атрибутом Дня Победы стала георгиевская ленточка, которая была придумана в частном порядке десять лет назад, чтобы поздравить близких людей, но завоевала всероссийскую популярность. Патриотизм зачастую зашкаливает - георгиевскую ленточку можно увидеть на бутылках в винно-водочных магазинах и на лекарствах в аптеках. Особо рьяные чиновники нацепили георгиевские шарфы, демонстрируя поистине исполинские размеры своего патриотизма. Некоторые акции, вроде погружения со знаменем Победы на дно сибирского озера или отправки флага в космос, выглядят, мягко говоря, чрезмерными и отдают казенной фальшью.

Впрочем, в России без казенщины ни одно мероприятие не обходится. И, может быть, не стоит особо придираться к этим инициативам. Может быть, даже лучше, что утвержденного государственного чина (по аналогии с церковной традицией) не существует, и каждый человек сам решает, каким образом ему включиться во всеобщий праздник. Всеобщий – это не преувеличение, и это в Дне Победы самое важное.

Как мы будем праздновать 80-летие Победы, неизвестно. Не исключено, устроим историческую реконструкцию наподобие тех, что случаются сейчас на Куликовом и Бородинском полях. Мы пока ничего не знаем, как не знаем того, что будет с нами. Но любой праздник – это зеркало, в которое можно рассмотреть свой портрет. Несомненно одно. Великая Победа и ветераны, которые ее завоевали, вошли в Историю. Вычеркнуть этот факт невозможно.

Сергей Лесков

Подпишитесь