Posted 3 января 2015, 21:28

Published 3 января 2015, 21:28

Modified 31 марта, 09:58

Updated 31 марта, 09:58

Лекарства-2015

3 января 2015, 21:28
Сергей Шелин
Этот кризис не станет повторением того, который пережили шесть лет назад. Все болезни усугубились, и к ним добавились новые. Подавлением симптомов уже не отделаешься. На выздоровление надежд мало, хотя методы лечения и очевидны.

Говорят, что по поводу нынешних экономических бед негодует только интеллигенция (вслух) и часть обеспеченного сословия (с головой укрывшись одеялом). А народное большинство со спокойным оптимизмом ждет повторения 2009 года, который принес гораздо меньше неприятностей, чем ждали.

Большинство ошибается. Хотя диагноз болезни, по большому счету, тот же, что и в прошлый раз, повторить лечение теми же методами и с таким же, как тогда показалось, успехом уже невозможно.

Общий смысл обоих российских кризисов XXI века примерно такой же, что и у кризиса конца 1980-х – начала 1990-х, который сломил советскую экономику: бессмысленно гигантские, неправильно управляемые, убыточные хозяйственные колоссы (в советское время – ведомства, главки, НПО и пр.; а сейчас - госхолдинги, госкорпорации, госбанки и т.п.) превращаются в непосильное бремя для народа, съедают ресурсы экономики, обрушивают финансовую систему и в конце концов оставляют страну у разбитого корыта.

Четверть века назад этот процесс дошел до логического финала. В 2009-м его удалось приостановить растратой огромных финансовых резервов. А немного спустя подорожание нефти стало мотором мощного внешнего субсидирования. Вот вам и вся терапия. Кое-как подавили симптомы и начали думать, что делать дальше. Но тут подвезли любимый наркотик - и пациент, инъекция за инъекцией, вернулся в привычное блаженное состояние.

Сейчас повторяется что-то похожее, но в сильно в ухудшенном варианте и без надежд на возвращение счастья. Главных различий – четыре.

Во-первых, столпы путиномики, все эти росгазнефтьмазутобъединения, ростехуралнановагонкорпорации и внешпромторгэкономбанки, стали еще неадекватнее и прожорливее, чем в 2009-м.

Во-вторых, западные санкции перекрыли для них большую часть возможностей переодалживать деньги. Привычка все глубже влезать в иностранные долги и откладывать на потом их возврат пресечена. Это значит, что на Россию ложится минимум $100 млрд ежегодных выплат за гульбу магнатов.

В-третьих, валютные ресурсы державы сейчас в полтора–два раза меньше. Даже при полном расходовании их хватит лишь на полгода-год заливки кризиса деньгами.

В-четвертых, удешевление нефти из мимолетного явления превратилось в постоянное. Цены могут упасть еще больше, могут временно вырасти, но те безумные нефтедолларовые потоки, к которым привыкли относиться как к норме, уже не вернутся. Это значит, что приток выручки в страну уменьшится, минимум, еще на сотню миллиардов долларов.

В этих координатах и придется играть.

Поскольку каждый серьезный прогнозист, чтобы уменьшить шансы попасть впросак, обязательно составляет не один, а несколько сценариев ближайшего будущего, придумывая для них многозначительные названия («умеренно оптимистический», «инерционный», «стрессовый» и т.п.), подчинюсь этой традиции и я.

Предсказываю, что в нашей державе в 2015-м возможны три экономических сценария. Назову их: «привычный», «неожиданный» и «фантастический». Только сразу предупрежу: все они сугубо кризисные - с падением производства, снижением доходов и прочими приметами тяжелых времен. Да, во внешнем мире спада сейчас нет, глобальная экономика растет, но такой политики, которая позволила бы нашей державе ускользнуть от кризиса, просто не существует. Рано или поздно за многолетние безобразия приходится платить, даже если в учебник истории их записали как триумфы.

Итак, сценарий «привычный». Замечателен только одним - тем, что уже осуществляется. Ничего не менять, спасать магнатов, транжирить резервы и, если не видно других источников средств, выжимать деньги из простонародья. В течение 2015-го, самое позднее — 2016-го, полностью себя исчерпает, оставит страну на бобах, как в 1991-м или 1998-м, и волей-неволей заставит перейти к каким-то мероприятиям совершенно необычного характера, гадать о которых нет ни малейшего желания.

Второй сценарий – «неожиданный». Суть его в том, чтобы во внешнеполитическом (а значит, и во внешнеэкономическом) смысле вернуться в благостный 2013 год. А в остальном ничего серьезного не менять и попробовать повторить фокус 2009-го. Только, может быть, с небольшими усовершенствованиями. Иными словами, вернуться в такое состояние, когда российским магнатам на Западе одалживают деньги и не гнобят нашу державу прочими своими санкциями. Возможно, для этого достаточно уйти из Донбасса. Точно не знаю, но допускаю.

Так или иначе, если что-либо подобное вдруг произойдет, и в отношения с Европой и, жутко сказать, с Америкой вернутся прежние мир, дружба и жвачка, то наши власти и народ получат возможность еще разок пожить в 2009-м и в спокойном режиме убедиться, что повторить его все равно не выйдет. С деньгами, конечно, станет полегче - ведь вернутся западные кредиты. И с нефтедобычей тоже - ведь можно будет опять ввозить западное оборудование. Но путиномика все равно не сделается ни эффективной, ни рентабельной, ни способной к развитию, а залить ее грехи нефтедолларами в старых масштабах уже не удастся - ведь их будет меньше, чем прежде.

«Неожиданный» сценарий окажется поэтому смягченной и рационализированной версией «привычного». Есть возможность дополнительно смягчить его и еще кое-какими полумерами. Например, прекращением роста (или даже небольшой урезкой) военно-полицейских расходов. Они ведь и так безумно велики.

Экономия денег на этом участке (а равно и на финансировании прочих мегапроектов) потянула бы за собой и другие послабления. Скажем, отпала бы необходимость повышать поборы с частных лиц и мелких коммерсантов. Можно было бы закрыть глаза даже на то, платят ли налоги те, кто создает какие бы то ни было рабочие места. Ведь безработица вырастет и станет постоянно напоминать о себе.

Если повезет, такая рационализация где-то за год сможет приостановить спад и даже, пожалуй, вернуть экономику России в состояние застоя. Правда, на уровне более низком, чем раньше. И о каком-то посткризисном «отскоке» в 2016-м – 2017-м, наподобие того, что был в 2010-м – 2011-м, мечтать не следует. Да и вообще, слишком далеко заглядывать смысла нет. «Неожиданный» сценарий, возможно, и продлит существование нынешней хозяйственной системы, но вряд ли на много лет. Ее уход со сцены будет просто отложен. При самом лучезарном повороте событий появятся шансы для эволюционного ее демонтажа.

И, наконец, «фантастический» сценарий. По которому буквально с завтрашнего дня все будет делаться так, чтобы из кризиса и спада российская экономика вышла нормально устроенной и готовой к развитию.

Это значит дать разориться тем из «системообразующих предприятий», которые безнадежны, даже если их создали и возглавляют магнаты, не вылезающие из президентских резиденций. Распустить суперхолдинги, чтобы мертвые их подразделения утонули, а живые выплыли. Смириться с неизбежностью высокой безработицы и освоить давно известные человечеству способы помощи безработным в отыскании новых рабочих мест. Провести чистку руководящего эшелона казенных и околоказенных предприятий - желательно поголовную. Убедить своих и иностранцев, что в России отныне признается частная собственность, и инвестиции влекут за собой доходы, а не грабежи, суды и аресты. И, разумеется, помириться с внешним миром. Ну а дальше – работать и работать.

Спросите: а как этого добиться? Существующий корпус государственных менеджеров, законодателей, охранителей и судей натаскан совсем на другое и вряд ли сможет переучиться.

Не знаю. Поэтому и назвал этот сценарий «фантастическим». Еще лет 12-13 назад его можно было назвать «почти реальным». Но после того, как столько лет шли в тупик, не так просто представить, что путешествие обратно займет меньше времени. Впрочем, каждый серьезный прогнозист знает, что указывать точные календарные сроки – это верный способ попасть впросак.

Сергей Шелин

Подпишитесь