Posted 17 декабря 2014, 16:17
Published 17 декабря 2014, 16:17
Modified 31 марта, 10:11
Updated 31 марта, 10:11
Принято считать (и патриот считает), что кризис, падение рубля и прочее финансовое ненастье создают условия для ренессанса отечественного производителя. Вполне возможно.
В 1998-м трое русских мужиков, оставшись без денег, запустили производство ржаных сухариков. Как ни удивительно, этого сверхмассового продукта индустриально в России не производили. Двое из троих были, коли память не изменяет, бывшими операми, но вся их ментовская карьера была ничем по сравнению с детективом, в который они ввязались (по предварительному сговору, группой) с целью создания и сбыта фасованного, солоноватого, приятно хрустящего, однако ни в коем случае не пересушенного ржаного сухаря. Они с ног сбивались, разыскивая хлебных технологов, они добивались оптимальной влажности, они после первого успеха отбивали атаки конкурентов (там что-то было с правами на названия – сухарики «Чапаевские» пришлось переименовывать в чапсы), – но теперь мы имеем то, что имеем. Я ничего не знаю о судьбе трех богатырей - однако ж сухариков в стране теперь пруд пруди. Пусть большей частью невкусных и пересушенных.
Так что тезис о продуктивности девальвации я не оспариваю. Другое дело, что необходимость именно кризиса для отечественного ренессанса мне представляется сомнительной. Коли производитель желает расцвести, лепестки его бизнеса питаются иными соками. И недавно я увидел это собственными глазами. Правда, не в России, а в Японии.
Любого человека, занесенного с Запада в эту восточную страну, поражают не цветение сакуры или опадание багряных листочков японского клена, а бытовые детали. Например, то, что в Токио улицы большей частью не имеют названий - только номера домов, микрорайонов и районов (до эпохи GPS токийские таксисты везли клиента до границы своего района и там сбывали таксисту из другого района).
Но главная вещь, которая каждого туриста потрясает, – это космические унитазы, а точнее стульчаки. Они реально космические. Вот ты заходишь в комнату уединения при, скажем, дешевой токийской лапшичной (а еда в Токио, несмотря на падение рубля, все еще дешевле, чем в Москве). Крышка унитаза при твоем появлении приветственно поднимается, включаются музыка, парфюмирование и подогрев стульчака, а на панели сбоку загораются три миллиона кнопочек, подписанных иероглифами. Методом тыка удается испытать четыре варианта подмыва, два – сушки, чего-то там еще и, наконец, через полчаса отчаянных поисков – смыва. После чего крышка сама собой закрывается…
Это, так сказать, вариант all inclusive. Но и в версии-лайт любой японский унитаз обеспечивает усталому путнику подмыв и обогрев. Подчеркиваю: любой и в любом месте! В гостиницах, на вокзалах, в публичных банях-офуро с термальными источниками, на постоялых дворах-рёканах, в аэропортах, на рынках, при буддийских и синтоистских храмах… Лишь единожды я обнаружил горшок типа дырки в полу, или, говоря по-научному, «чаши Генуя». Было это во Внешнем Восточном саду токийского императорского дворца. Может, такого требует священная традиция сыновей неба…
Так вот: всю эту сортирную историю я рассказываю затем, что никаких туалетных изысков в стране не существовало, пока их не ввела в обиход японская компания сантехники Toto. В 1980-х она создала и вскоре начала агрессивно пропагандировать свои космические стульчаки, называющиеся washlet («моющий» - wash + «туа’лет» – ‘let).
Ну вот представьте: вы – добропорядочная японская семья, мечта местной Мизуриной-сан (японцы вместо «л» произносят «р»). Сидите вечером с детишками перед телеком, хлебаете мирно супчик мисо и тренькаете палочками рис. И тут в рекламную паузу появляется самая популярная в стране актриса и с обворожительной улыбкой вопрошает с экрана: «Скажите, ведь вы сначала моете руки, а потом вытираете, не так ли?». Семья подкладывает на тарелку суши из полосатого тунца и кивает: хай, так! Тогда актриса, не прекращая улыбаться, спрашивает: «А почему со своей попой вы поступаете иначе?». Какой конфуз! И родители обреченно понимают, что дети теперь все время будут задавать этот вопрос. Так что проще купить washlet от Toto, который сначала моет, а потом сушит.
Вот так космический горшок завоевал страну с населением в 120 с лишним миллионов человек. Безо всякой девальвации иены, на одной идее. Хотя сама идея была изначально не японской, а американской (японцы, как и многие островные народы, редко изобретают оригинальное - чаще доводят до ума чужое). Но в США на изобретение махнули рукой, а в Японии Toto усадила на горшки (предварительно постелив специальные координатные сеточки) весь свой персонал, чтобы выяснить, как, кто и куда, и что со всем этим дерьмом делать. И, повторяю, создала новый, уникальный национальный продукт.
Я далек от мысли призывать копировать японские унитазы. Горшки от Toto в России вследствие дурного качества нашей водопроводной воды быстро засоряются и ломаются. Хотя, конечно, заменить дырки в полу в сортирах Московского вокзала, являющихся для многих приезжих лицом Петербурга, на что-нибудь более комфортное было бы неплохо.
Моя идея состоит в том, что Россия по отношению к Западу – тоже своего рода остров (предтеча российского евразийства философ Вадим Цымбурский так и назвал свою программную статью: «Остров Россия»). А раз так, то нечего тратить силы на надувание щек в стремлении доказать, что мы - главные в мире и изобрели все, от радио до рентгена. Мы, к сожалению, цивилизационно отсталые, или, чтобы это слово не коробило патриота (как реклама подмывания задницы – японского телезрителя), мы – островные. Японцы, вон, вообще с 1945 до 1952 год находились под американской оккупацией, и даже японская конституция на 100% написана американцами - и ничего. За внешнее управление, за внедрение западных принципов в местную жизнь сегодняшние японцы Америке и Западу невероятно благодарны. Потому что преимущество островных – подбирать у передовых то, что выпало из рук, и учиться на тех шишках, что авангард себе набивает в боях. Идти в кильватере, в общем. Следовать в воздушной струе. Это дает ощутимые преимущества.
И тогда, быть может, мы решим те проблемы, которые кажутся нам сегодня неразрешимыми. Потому что меня лично задевает и возмущает не то, что рубль вдвое упал, а то, что я живу в дико грязной, стоит выйти из дома наружу, стране, и эта грязь покрывает все тротуары, дворы, раздолбанные дороги, площади, окраинные переулки и центральные проспекты - словом, всю шестую часть суши. Грязь у нас и при сильном рубле, и при слабом. Почему в России так грязно, а на Западе (да и на Востоке, в Японии) так чисто? Какие технологии нам можно перенять?
А перенимать необходимо. Грязное необходимо мыть – иначе будешь жить в заднице.