Posted 18 августа 2014, 19:37
Published 18 августа 2014, 19:37
Modified 31 марта, 12:03
Updated 31 марта, 12:03
Такое ощущение, что с началом войны многие россияне запретили себе думать. Это и, правда, трудно: давление пропаганды на социум и социума на личность в России, как и на Украине, сегодня очень велико. Подумал вразрез с генеральной линией - и уже ощущаешь себя изменником. Тем не менее, думать надо, потому что ситуация вокруг Донбасса очень неоднозначна.
Громкие отставки в осажденном Донецке показали это особенно ярко. Премьер ДНР Бородай объявил о сложении полномочий в Москве, куда вдруг «уехал решать вопросы». Что произошло с министром обороны ДНР Игорем Стрелковым, остается лишь гадать. Напомним, сначала сайт Novorossia сообщил о его тяжелом ранении. Потом его соратники это на словах опровергли, но на Донбассе Стрелкова явно нет.
Ополченец Александр Жучковский заверил корреспондента «Росбалта», что Стрелков жив и здоров. Земляк автора этих строк утверждает, что видел «символ донбасского ополчения» в Севастополе. По данным блогера, пишущего под ником Strategia-22, Стрелкова вызвали в Севастополь на ковер к главе администрации президента. «Разговор был крайне жесткий, - пишет блогер. - Прямо в тот момент, когда нам крутили по «Вести-24» о тяжелом ранении, Стрелкову угрожали тем, что его могут "посадить за наемничество", либо тем, что "ранение может оказаться крайне тяжелым и несовместимым с жизнью».
Между тем, чем интенсивнее артобстрелы Донецка, где сидящие в подвалах дети приникают губами к трубам в поисках воды, тем громче российские сетевые пропагандисты кричат об успехах ополченцев и о поражениях украинских войск. После исчезновения Стрелкова этот шум достиг такой интенсивности, что, если сопоставлять «фронтовые сводки» раскрученных блогеров с тревожными сообщениями властей ДНР и жуткими телерепортажами из Донбасса, возникает ощущение параллельных реальностей.
В этой кампании участвуют не только армия интернет-троллей. На днях новый премьер ДНР Александр Захарченко заявил, что Стрелков теперь «займется формированием армии Новороссии». И подсластил пилюлю сообщением: к ополченцам пришли резервы, которые четыре месяца проходили подготовку в лагерях на территории России. И теперь 30 танков, 120 БМП и БТР и артиллерийская бригада начнут контрнаступление.
За это заявление тут же ухватились в Киеве и на Западе, которым остро не хватает доказательств участия России в войне. Но обещанного Захарченко наступления все нет, как нет и доказательств прорыва на территорию Украины бронегруппы из РФ, о котором сообщили в минувший четверг сопровождавшие российский гуманитарный конвой корреспонденты Guardian и Daily Telegraph. Не исключено, что, поскольку британцы не смогли зафиксировать факт пересечения границы, демонстративный, с горящими фарами, бросок БТР в ее сторону тоже был опосредованной пиар-акцией, призванной показать россиянам, что, несмотря на свою странную политику, Москва «своих не бросает».
Но если «горящие в котлах укропы», как сообщают нам пропагандисты, вот-вот падут – почему в осажденных ими городах каждый день продолжают гибнуть женщины и старики? Если «развал экономики Украины вот-вот вынудит ее остановить войну» – почему обстрелы городов не ослабевают? Если «украинские войска полностью деморализованы» – почему контролируемая ополченцами территория так драматически сокращается? И почему Захарченко теперь опровергает свои же слова о подкреплении из РФ?
Синхронность российских пиар-атак с украинскими бомбежками наводит на крамольную мысль об общности их целей. Тем более, что цели Москвы в отношении Донбасса остаются неясными. Весной Владимир Путин говорил о Новороссии, о разделенном русском народе, о красной линии для Киева, обещал не дать в обиду Донбасс и принимал закон о вводе войск. Теперь, когда поверивший этому Донбасс тает в кровавой мясорубке, образ желаемого будущего для этого региона в речах президента РФ вообще не просматривается.
Тем временем, хор близких к Кремлю патриотов все громче поет о том, что «нам нужен не Донбасс, нам нужна вся Украина». Им подпевают отдельные представители ополчения, анонсируя «поход на Киев» и даже «на Львов». Поскольку речь идет о стране, которая беснуется от русофобии и обстреливает территорию РФ, с таким же успехом можно кричать: «Нам нужна вся Польша». Иными словами, Москва под заведомо невыполнимым лозунгом взяла курс на возвращение Донбасса Украине и пытается найти форму, в которой это можно скормить охваченному патриотизмом российскому обществу.
Эта версия становится все более популярной, так как объясняет многое. И вывод из руководства ополчением граждан РФ, который позволит Москве дипломатически и медийно дистанцироваться от ДНР-ЛНР. И их замену украинцами и выходцами из Приднестровья. И призывы близкого к Ахметову командира батальона «Восток» Ходаковского, который дважды подставлял ополченцев под огонь врага, к сохранению «территориальной целостности Украины». И примирительную риторику Путина в Крыму. И обращение МИД РФ к «обеим сторонам конфликта» с просьбой сложить оружие. И активизацию мертворожденного, так и не поддержанного населением Донбасса проекта «Новороссия» во главе с регионалом Царевым, который позирует с русским имперским флагом на фоне трагической осады Донецка.
Между тем, даже символическое значение Стрелкова трудно переоценить. Его внезапное исчезновение без сомнения ударило и по духу ополченцев и по надеждам на усиление позиций РФ в Киеве, которых Москва, 20 лет не занимавшаяся Украиной, вряд ли уже теперь добьется – во всяком случае, мирным путем.
«Парадоксальным образом, именно Игорь Стрелков, несмотря на его симпатии к дореволюционной монархии и ностальгию по Российской империи, был той самой фигурой, которая в наибольшей степени способствовала радикализации процесса, - пишет марксист Борис Кагарлицкий. – Он прославился не только честностью и откровенностью (достаточно вспомнить его подробные рассказы о собственных трудностях и неудачах, резко контрастировавшие с пропагандистскими заявлениями, как Москвы, так и Киева). Политический инстинкт толкал Стрелкова, во многом вопреки собственным идеологическим пристрастиям, поддерживать социальные и политические преобразования. Он и его окружение неоднократно подчеркивали, что они не допустят превращения Новороссии во второе издание домайданной Украины, что находилось в прямом противоречии со стратегией Кремля, который добивался ровно этого".
В этом и состоит ирония истории, считает Кагарлицкий. «Белое движение, так любимое Стрелковым, восстанавливало статус-кво старых элит. Восстание на Юго-Востоке, напротив, полностью ломает статус-кво старых элит - и им придется задавить его любой ценой».
Эдуард Лимонов также уверен, что «Кремль убирает ястребов в руководстве ДНР и ЛНР, для того чтобы замирить восставший Донбасс с Украиной». По данным писателя, перед их отставками Путин лично встречался с редактором газеты «Завтра» Александром Прохановым, близко знающим Стрелкова и Бородая. Лимонов опасается, что при любом сценарии путинского перемирия Киев «вырежет ополченцев».
По мнению популярного сетевого публициста Дмитрия Ольшанского, так называемый «хитрый план» Кремля состоял в том, «чтобы заставить "западных партнеров", помахивая перед ними ополченцами и приграничными маневрами, выйти на переговоры о судьбе Киева в принципе». «Предполагалась, что украинцы, боясь ввода войск, стрелять в ополченцев всерьез не станут, а США и ЕС "сядут за стол переговоров", - продолжает Ольшанский. - Но блеф провалился. Дальше можно было или подкреплять его реальными действиями, навсегда выводившими жуликов прочь из швейцарского банка, или бежать, теряя штаны на ходу. Выбрали - бежать. Ну а дальше уже начался поиск: как взять все свои слова назад так, чтобы это выглядело не постыдным поражением и предательством (чем все это и является на самом деле), а - чем-то вроде "я не я, и лошадь не моя, и вообще здесь никого не было, вам показалось».
Путин пытается выйти из сложной для него ситуации на Донбассе, не потеряв при этом лицо перед избирателями и окружением, в связи с чем скоро можно ожидать переговоров, уверен научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. «Я думаю, санкции значительно чувствительнее, чем пытается показать Россия, - говорит украинский эксперт. – Да и война эта дорогая».
Между тем, помощь Москвы в возвращении раздавленного, разоренного, разрушенного войной Донбасса в состав Украины не может не быть обставлена условиями. Что же это за условия? «Они хотят сформулировать на выходе такой пакет, который максимально остановит процесс евроинтеграции Украины, даст решение по строительству «Южного потока» и заодно даст выход из донбасского вопроса. Так что уже в ближайшие недели Россия сядет за стол переговоров с Европой, а затем и с нами», — говорит Сушко.
«Ахметов и Ефремов договорились с Путиным, что они вливаются в "проект Новороссия" при условии передачи им политических рычагов, - сообщает Strategia-22. - Они дают гарантию, что ополчение не выйдет за границы ЛНР и ДНР. Только Донбасс и больше ничего».
По данным блогера, никто из ДНР и ЛНР новое Приднестровье делать не будет, война закончится не позднее октября. Петру Порошенко мир позволит укрепить свою власть, ЕС - обеспечить транзит газа, РФ – снизить накал конфронтации с Западом, США - переформатировать Украину, украинской и российской олигархии - сохранить активы. «Вам будут рассказывать, что все это часть "хитрого плана Путина" и скоро произойдет полная денацификация Украины, что она станет пророссийской», - продолжает автор прогноза. Но всего этого никогда не будет: от замирения Донбасса более всего выиграют США.
Первые свидетельства движения к компромиссу России с Западом уже появились: в понедельник в Брюсселе отказались признавать ополченцев Донбасса «террористами», на чем настаивал официальный Киев.
Тем временем, украинская артиллерия продолжает обстреливать города Донбасса. СМИ каждый день публикуют новые фото и видео с убитыми мирными жителями. Причем, по многочисленным свидетельствам, огонь сознательно и прицельно ведется по промышленным предприятиям, объектам инфраструктуры и жилым кварталам, где ополченцев нет.
Раньше это объясняли тем, что Киев, якобы, смирился с потерей Донбасса и хочет омрачить врагам радость победы. Теперь это, наверное, просто месть озверевших в боях «лучших представителей» украинской нации, с которыми неизбежно столкнется «замиренный» при помощи Кремля Донбасс.
Виктор Ядуха