Posted 8 мая 2014, 13:02

Published 8 мая 2014, 13:02

Modified 31 марта, 13:41

Updated 31 марта, 13:41

Без парадов и лент

8 мая 2014, 13:02
Иван Преображенский
В этом году 9 Мая превратилось в самый политизированный день на постсоветском пространстве. В некоторых странах из-за российско-украинского конфликта за ним даже может закрепиться статус «чужого» праздника.

В этом году 9 Мая превратилось в самый политизированный день на постсоветском пространстве. В некоторых странах из-за российско-украинского конфликта за ним может закрепиться статус «чужого» праздника. А георгиевская ленточка, став символом присоединения Крыма и беспорядков на юго-востоке Украины, рискует и вовсе оказаться в некоторых бывших республиках СССР вне закона.

День Победы мы еще в Советском Союзе привыкли считать главным праздником, едва ли не более значимым, чем Новый год. Даже в СССР оставались верующие, которые предпочитали отмечать упраздненные Рождество и Пасху, несмотря ни на какие порицания партии и правительства. А вот победу в Великой Отечественной войне праздновали все - как праздник жизни. Поскольку понимали — благодаря этой победе и живем. С тех пор, к сожалению, значение праздника постепенно менялось. И если сами россияне этого пока не замечают, то поведение соседних государств заставляет задуматься.

Победа в Великой Отечественной войне за двадцать с небольшим лет, прошедшие с момента появления независимой России, стала, пожалуй, главной основой нашей идентичности. Так, будто это единственное свершение российского многонационального народа в ХХ веке, о котором вообще стоит вспоминать. Причем именно российского — мы сами не заметили, как приватизировали эту победу, старательно оттерев от нее всех сопричастных. Вначале союзников по антигитлеровской коалиции, которых еще в советской историографии принято было рисовать черными красками и обвинять в том, что одной рукой они с немцами воевали, а другой тащили их на сепаратные переговоры. Да и вообще, англичан, французов и американцев погибло так мало, в сравнении с количеством убитых граждан СССР, что мы смотрели на былых союзников свысока, будто количество жертв дает какое-то преимущество. О самом главном — реальном вкладе в победу, который и правда в наибольшей степени внес советский народ и его армия, при этом как-то постепенно забывалось.

После союзников пришел черед соратников. «Его дед вместе с вашим против немцев воевал», - сообщаешь ты москвичу, допустившему неполиткорректное высказывание в адрес дворника-таджика. И в ответ слышишь смех. «Они, мол, и воевали?!», - недоверчиво переспрашивают тебя.

Никто, кроме старшего поколения, не вспоминает и не разделяет белорусское восприятие войны как бедствия, в котором погиб каждый третий житель этой республики. А ведь именно Белоруссия (даже не Польша) больше всех пострадала в гигантской войне. Но люди, называя события в Одессе «второй Хатынью» даже и не думают, что затрагивают не только свою, но и чужую, белорусскую, историю Великой Отечественной войны.

Про украинцев и говорить не стоит. Им сейчас в Москве больше принято (как и прибалтам) напоминать о национальных подразделениях СС. А если и говорить об общей победе, то в качестве укора. Мол «что ж ты, гад, делаешь, ведь наши деды вместе против Гитлера воевали!». Не замечая в этой фразе никаких внутренних противоречий.

В итоге, забрав себе Победу, россияне начинают с удивлением обнаруживать, что «их праздником» соседи не хотят так же активно восторгаться, как это было во времена Советского Союза. Бывшие страны Варшавского договора давно уже перешли на календарь Западной Европы и отмечают крах гитлеризма днем ранее - 8 мая. Без большой помпы, кстати, отмечают. Но с чувством. Особенно те же поляки, которые стали не только первой, но и одной из главных жертв Второй Мировой войны. Чехи, лишившиеся перед войной своего государства в результате сговора «великих держав» в Мюнхене, с большим чувством отмечают 5 мая — день начала Пражского восстания против нацистов. Но и 8 мая не забывают произнести прочувствованную речь и возложить венок к памятникам воинам, в том числе, советским, погибшим во Второй Мировой войне.

Но россиян больше всего обычно интересует, как празднуют этот день бывшие соседи по советской коммунальной квартире. А они (за исключением Белоруссии и Украины), в последние годы относились к 9 мая все прохладнее. В первую очередь, разумеется, речь идет о Прибалтике. Здесь весь постсоветский период соседствовали две версии истории: национальная (или даже националистическая) и советская. Обе не вполне правдивые. Но трудно спорить с тем, что ветераны подразделений СС никакого сочувствия вызывать не должны, а именно их поднимали на знамя прибалтийские националисты в Латвии и Эстонии.

Спокойнее всего было в Литве. Но и тут, в связи с событиями на Украине, в этом году «российская версия» Дня Победы оказывается под негласным запретом.

«Так называемые георгиевские ленточки в демократическом государстве не запретишь, но их не должно быть в общественном транспорте. Что же до самих ленточек, насколько мне пришлось выяснить, то они уже не первый год как появились, на праздники они были у ветеранов войны, но в контексте этих дней, в контексте Украины к их использованию нужно относиться более ответственно », - заявила, в частности, спикер литовского парламента Лорета Граужинене.

В свою очередь литовская молодежь, в большинстве своем сочувствующая в конфликте на Украине не пророссийским силам, а действующим украинским властям и сторонникам единства страны, более радикальна в своих призывах. Обсуждение темы георгиевских ленточек в общественном пространстве Литвы началось после того, как в социальных сетях появился такой рассказ: по вызову приехал автомобиль такси с георгиевской ленточкой, а водитель отказался ее снять по требованию пассажира. Ну а затем одно из литовских (заметим, русскоязычных) изданий объявило конкурс «Сфотографируй колорадского жука», подразумевая автомобили, украшенные георгиевскими ленточками. Победителю обещали книгу Никиты Петрова «Палачи. Они выполняли заказы Сталина».

На Украине, разумеется, дело еще хуже. Здесь георгиевская ленточка перестала быть символом Победы (как задумывали пиарщики, когда несколько лет назад запускали ее в обиход), а стала отличительным знаком пророссийских активистов. Так что за этот символ теперь вполне можно «получить в глаз», и ни о каком Дне Победы речь идти уже не будет. Официально же украинские власти теперь призывают 9 мая использовать западноевропейский символ — красные маки.

Однако, в отличие от прежних лет, когда при Викторе Януковиче торжества 9 мая были весьма скромными, украинцы в этом году будут отмечать День Победы в том числе, и парадом. Небольшим, зато, вероятно, нацеленным на то, чтобы поднять украинский боевой дух.

Никаких ленточек нет и в другой постсоветской республике — Грузии. Несмотря на потепление отношений с Россией после войны 2008 года, ни у кого, думается, не возникнет вопросов о том, почему в Тбилиси прохладно относятся к общесоветской истории (особенной к той ее части, что идеологически приватизирована Москвой).

В соседней Армении парада тоже не будет. Ленточки здесь, как и в большинстве постсоветских стран, распространяет российское посольство, но большой популярностью они не пользуются. Хотя у армян есть свой весьма героический миф о Великой Отечественной войне, культ армянских маршалов и генералов советской армии, один из которых, дожив до распада СССР, стал соорганизатором национальной армии в начале карабахской войны.

В соседнем Азербайджане ленточки тоже не приветствуются. Как и российский взгляд на Великую Отечественную войну, хотя азербайджанцы и отдыхают 9 мая — этот день официальный выходной и здесь возлагают цветы к памятникам погибшим воинам.

В Казахстане праздник отмечается с большой помпой. Он начинается еще 8 мая. А вечером 9 мая в столице в обязательном порядке прогремит салют. Но российскую версию истории казахи тоже не приветствуют. По неофициальной информации, георгиевские ленточки, как провокационный и двусмысленный символ, в Казахстане попали под негласный запрет. По крайней мере, на уровне чиновничества. Парада же в Астане не будет. Как, впрочем, не было его и в предыдущие годы.

В Киргизии все не так однозначно. Никаких негласных запретов на георгиевские ленточки тут никто не налагал. А вот парада на этот раз не будет, в отличие от прошлых лет, когда это торжественное мероприятие символически все же проводилось. Однако нет денег — нет и парада. Как, собственно, и армии, которую можно было бы показать, отмечают в соцсетях жители Киргизии.

В соседнем Таджикистане маршировать будут разве что российские военные. Так что повезет тем, кто живет недалеко от мест их базирования. Официальный праздник тут традиционно достаточно скромный — это, скорее, семейный день памяти тех, чьи родные воевали или погибли на этой войне.

Так же, как и в Узбекистане, где российское посольство активно раздает георгиевские ленточки, а сами узбеки говорят, что не горят желанием их получать. «Лучше бы ветеранам помогли», - ворчат они и замечают, что георгиевская ленточка, в связи с украинскими событиями, выглядит сегодня слишком двусмысленно. Тем более, что с 1999 года в Узбекистане 9 мая это вовсе и не День Победы, а день памяти и почитания предков.

Еще сложнее с этим праздником в Туркмении. При Сапармурате Ниязове отмечать 9 мая одно время было практически запрещено. Сейчас же День Победы празднуется повсеместно. Впрочем, в этот же день отмечается не менее важный для некогда кочевого народа праздник — день туркменского скакуна.

Сложнее же всего с 9 мая в этом году будет белорусам. С одной стороны, для них это главный праздник в году. Он вполне сохранил советское звучание, как праздник жизни и победы, которая позволила нынешним белорусам сохранить свою землю. Здесь, конечно, проводятся парады, и в целом 9 мая отмечается на самом высоком уровне. С другой стороны, из-за событий на Украине ситуация отягощается отношениями с Россией, которые далеки от безоблачных. Ходят даже слухи, что георгиевские ленточки здесь попали под негласный запрет. Вроде бы, отказаться от них требует белорусская псевдооппозиция, контролируемая властями. Ну а блогеры, напротив, говорят, что никаких запретов нет. Окружение же Александра Лукашенко просто вытесняет этот российский пропагандистский символ собственными ленточками — красно-зелеными, под цвета национального флага. Впрочем, бить за георгиевскую ленточку в Белоруссии никто не станет. Разве что надевших их чиновников могут пожурить за недостаток патриотизма.

Иван Преображенский

Подпишитесь