Posted 26 апреля 2014, 06:20

Published 26 апреля 2014, 06:20

Modified 31 марта, 13:52

Updated 31 марта, 13:52

Конец проекта «Жириновский»?

26 апреля 2014, 06:20
Дмитрий Травин
Владимир Путин в риторике и действиях стал быстро сдвигаться вправо. Поэтому ЛДПР ныне оказывается чем-то вроде осетрины второй свежести, которую трудно сбыть покупателю при наличии более вкусного и острого товара.

Владимир Вольфович неподражаем. Он сумел-таки выделиться из общей политической массы даже на фоне событий, которые, казалось бы, должны были задвинуть ЛДПР со всеми ее затасканными и порядком уже надоевшими идеями куда-то на периферию информационного потока. Для того, чтобы заставить говорить о себе в тот момент, когда все говорят об Украине и Крыме, требуется быть истинным мастером пиара.

Что у нас на дворе? Общество почти не думает о кризисе российской экономики, о том, на какие шиши мы станем жить через два-три года. Редко кто всерьез интересуется грустными перспективами рубля. Падение рейтингов России обсуждают только специалисты. А миллионы людей спорят о «Донецкой республике» и «киевской хунте». И на этом вот фоне Жириновский смог привлечь к себе пристальное внимание, оскорбив журналистку так нестандартно, что по этому поводу стали высказываться и руководство Думы, и руководство РПЦ.

На первый взгляд кажется, что Владимир Вольфович роет себе глубокую политическую могилу и, следовательно, четвертьвековой проект под названием «Жириновский», стартовавший еще в СССР, доживает последние дни. Но на деле Владимир Вольфович получает именно то, к чему стремится: пристальное внимание многомиллионной аудитории, которая живет от скандала до скандала, от сплетни до сплетни и, по большому счету, хотя и ходит на выборы, но не хочет знать о серьезных экономических и политических проблемах. Лидер ЛДПР осваивает эту публику, реагируя на меняющуюся обстановку последнего времени.

Раньше Жириновский занимал крайне правую нишу российского политического спектра, в то время как Путин с «Единой Россией» объединяли людей самых разных взглядов. Иными словами, Жириновский заманивал безумными фантазиями ту не вполне уравновешенную часть электората, которая плохо соразмеряла реальность с патетической риторикой и стремилась столь резко встать с колен, чтобы еще и подпрыгнуть. Путин же был привлекателен для основной массы населения эпохи общества потребления, т.е. для тех, кто хотел не подпрыгивать, а нормально жить, кормить семью, повышать благосостояние, но при этом еще чувствовать моральное удовлетворения от величия своей державы.

Подобное разделение электората хорошо работало до самого последнего времени и позволяло Кремлю собирать обильный урожай на электоральном поле. В конечном счете, как голоса умеренной верноподданной публики, так и голоса слегка экзальтированных сторонников Жириновского попадали в один котел, где из них варилось своеобразное кушанье под названием «план Путина». Однако сегодня политическая ситуация быстро стала трансформироваться, и это создало определенную угрозу интересам ЛДПР.

Путин в своей риторике и в своих действиях стал быстро сдвигаться вправо. Понятно, что установление российского контроля над Крымом – это еще не последний бросок на юг, при котором, по Жириновскому, российский солдат должен был омыть сапоги в водах Индийского океана. Но все же умеренностью нынешний курс не отличается. Он больше напоминает традиционную риторику Жириновского, нежели прагматичные действия Путина прошлых лет. Президент России, похоже, готов пойти на конфликт с известной частью своего старого электората (с теми, кто предпочитает благосостояние эпатажу и ориентируется на европейские ценности), но стремится компенсировать свои неизбежные электоральные потери за счет традиционного электората Жириновского.

Для Путина это вынужденный маневр. Поскольку российская экономика сегодня оказывается во все более сложном положении, Кремлю объективно трудно сохранять поддержку той части общества, которая нуждается в стабильном росте доходов. Проще скинуть этих людей со своего парохода, назвать их то ли бандерлогами, то ли национал-предателями, и переориентироваться на тех, кто будет отдавать голоса Путину на волне воодушевления, связанного с иллюзией внешнеполитических успехов.

Жириновскому при таком раскладе трудно будет собирать свой электоральный урожай. Его традиционный избиратель может уйти к Путину – более молодому, влиятельному и совершающему реальные поступки. ЛДПР ныне оказывается чем-то вроде осетрины второй свежести, которую трудно сбыть покупателю при наличии более вкусного и острого товара.

Что в этой ситуации делает Жириновский? Он не сдается и пытается найти новые, нестандартные ходы. Поскольку эпатаж публики до сих пор давал неплохие результаты, лидер ЛДПР стремится максимально шокировать избирателя - вне зависимости от политических взглядов. Что только Жириновский ни придумывает в последнее время. В мечтах своих он закрывает "Макдональдс", делит Украину между Россией и Польшей, огораживает Северный Кавказ колючей проволокой, регулирует занятия сексом в своей партии, обзывает целые российские регионы и выторговывает у Кыргызстана озеро Иссык-Куль.

Нормальному человеку, интересующемуся политикой и стремящемуся голосовать за тех, кто выражает его интересы, подобный подход может показаться странным. Однако в реальности есть немало людей, отдающих свои голоса «по приколу». Не для того, чтобы изменить политику страны, а для того, чтобы вознаградить выкаблучивающегося артиста, похлопать самому забавному клоуну. Такой избиратель не воспринимает политику всерьез или, напротив, требует от политиков столь многого, что чувствует общее неудовлетворение от происходящего и в результате голосует "из вредности", дабы «наказать» политический класс в целом, т.е. довести происходящее до абсурда.

Подобная публика – это реальность, а потому Жириновский, как абсолютный реалист российской политики, сегодня переориентируется на нее. В этой сфере у него конкурентов нет. Путин, как президент, не может позволить себе откровенную клоунаду, да ему это и не нужно. У Путина – иной стиль. Разного рода начинающие клоуны пока не имеют собственных партий (да и ресурсов, чтобы их создавать). Поэтому Жириновский – монополист. Скорее всего, в 2016 г. он еще сумеет собрать приличное количество голосов, хотя ему к тому времени уже стукнет семьдесят.

Что ныне серьезно осложняет реализацию проекта «Жириновский», так это усиление конкуренции и откровенной ненависти внутри различных ответвлений партии власти. По сути, все парламентские партии сегодня работают на Кремль, но ненавидят друг друга больше, чем либералов. Каждая из прокремлевских сил хотела бы максимизировать свой электорат, а для этого требуется задавить соперников.

«Справедливую Россию» удалось ослабить практически сразу же после предыдущих парламентских выборов, когда Сергей Миронов подставился и некоторое время позволял себе покушаться на «святое» - на стратегический путинский курс. Сегодня подставился Жириновский, и, возможно, соперники предпримут максимум усилий для того, чтобы ослабить его эпатажные возможности. Например, надавить на телеканалы с целью поменьше демонстрировать клоунады. Благо, журналисты после недавних оскорблений в их адрес и сами склонны бойкотировать всякую деятельность Жириновского.

Владимиру Вольфовичу предстоит пройти через серию чрезвычайно тяжелых испытаний. Он явно рискует. Однако до сих пор все экстравагантные ходы лидера ЛДПР оборачивались успехом. Нет больше ни одного политика, начинавшего еще в СССР - и по сей день держащегося на плаву. Скорее всего, Жириновский не потонет и на этот раз.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Подпишитесь