Posted 25 марта 2014, 16:15
Published 25 марта 2014, 16:15
Modified 31 марта, 14:24
Updated 31 марта, 14:24
Сегодня о российской космонавтике в рунете имеется два мнения: “мы в космосе первые” и “мы в космосе последние”.
С “последними” всё достаточно ясно: если не интересоваться космонавтикой, а поверхностный взгляд формировать из просмотра популярных СМИ, то перед глазами встают картины взрывающихся ракет и коррупционные скандалы. К примеру, прошлогоднее падение “Протона” затмило в информационном поле остальные три десятка успешных запусков. То же самое касается и раздувания новостей о коррупции в Роскосмосе. Она, конечно, есть, но, несмотря на нее, отрасль работает и развивается, хоть и не так быстро, как хотелось бы.
Сегодня я хотел поговорить о “мы впереди планеты всей”. Вполне объективные показатели: лидирующие положение на мировом рынке космических запусков, стабильно надежное обеспечение пилотируемой программы МКС, экспорт ракетных двигателей, ракет и разгонных блоков, позволяют России находиться в списке ведущих мировых космических держав. Но те, кому известны эти факты, ударяются в обратную крайность - полагают, что Роскосмос занимает верхнюю ступеньку космического пьедестала.
Тем кто так заблуждается, приведу простые факты, которые не вяжутся со званием лидера:
Во-первых: Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. Во-вторых: за все время своего существования Российская Федерация предприняла всего две попытки покорения межпланетного пространства, и обе завершились в Тихом океане. По межпланетной программе Россию обходят даже Китай и Индия. В-третьих: на общем мировом рынке космических услуг Россия занимает 2-3% (это если с запусками считать). В-четвертых: 75% электронных комплектующих в российских космических аппаратах - иностранного производства (в основном США и Европы). В-пятых, один из самых долгоживущих отечественных аппаратов - "Ресурс-ДК" - разменял только восьмой год, по сравнению с Voyager - это просто насмешка.
Для наглядности можно взглянуть вот эту инфографику, составленную в сообществе Открытый космос Вконтакте:
Сегодня два российских предприятия поставляют двигатели для американской космической программы. Это химкинское НПО "Энергомаш" с РД-180, и самарское НТК им. Н.Д. Кузнецова с НК-33. Первый двигатель - это "ополовиненый" РД-170, который создавался для программы "Энергия-Буран" - самый мощный ракетный двигатель в истории. Второй - двигатель, создававшийся для советской лунной пилотируемой ракеты “Н1” - до сих пор самый лучший, в соотношении вес/тяга.
Чтобы проверить, насколько сильно космонавтика США зависит от российских двигателей, достаточно сравнить основные “рабочие лошадки” американского космоса. Для этого я подготовил наглядную схему со средними и тяжелыми ракетами, которые сейчас обслуживают NASA и Пентагон. Масштаб изображений не соблюден, перечисление по возрастающей, от легких к тяжелым.
Прочитать оригинал поста блогера zelenyikot с комментариями читателей его блога можно здесь.